Больше года прошло с тех пор, как российская власть определила здоровье нации одним из главных своих приоритетов. Состоялось ли «Здоровье» как нацпроект? Что изменилось за год в медицине региона? Что изменится? На все эти вопросы директор департамента здравоохранения и фармации Ульяновской области Наталья Емельянцева ответила, опираясь на факты и цифры. Ее ведомство как раз подвело итоги деятельности областного здравоохранения за 2006 год.
- Наталья Федоровна, весь год здравоохранение региона работало под знаком нацпроекта. Специалистам видны перемены: это и финансовые вливания, и поставки нового оборудования. А людей, не посвященных в эту информацию, какой аргумент должен убедить, что «Здоровье» - в действии?
- Демографическая ситуация в области меняется к лучшему. Понемногу, но рождаемость растет, а показатели смертности снижаются. В прошлом году впервые за четырнадцать лет число умерших в области уменьшилось на 1027 человек. В результате уменьшился показатель естественной убыли населения на 7,2 процента.
Очень серьезный показатель работы здравоохранения - это младенческая смертность, и за год он снизился на 24,1 процента. Но, конечно, смертность по-прежнему превышает рождаемость.
- От чего чаще умирают в нашей области и в каком возрасте?
- В структуре причин смертности, как и в предыдущие годы, лидируют болезни органов кровообращения, на втором месте - травмы, несчастные случаи и отравления, на третьем - новообразования. Печальный факт, но более половины смертей приходится на работоспособный возраст.
- Диспансеризация, которая проходит в рамках «Здоровья», вероятно, нацелена на то, чтобы этот красноречивый показатель исправить?
- Да, конечно. В прошлом году, начиная с мая, диспансеризацию прошли работники государственных и муниципальных учреждений в возрасте от 35 до 55 лет, всего - 33 тысячи 650 человек. Из федерального бюджета на эти цели было выделено 16,8 миллиона рублей. По итогам диспансеризации, в структуре заболеваний по-прежнему лидируют болезни системы кровообращения - 21,5 процента. Более трети из них связаны с повышением артериального давления.
- Среди прошедших диспансеризацию нашлись здоровые люди?
- Да, 5360 человек, или 16,7 процента от числа всех обследованных. Это первая группа. Вторую группу составили люди здоровые, но имеющие факторы риска - 25,5 процента (8151 человек). Третья группа - это нуждающиеся в амбулаторном дообследовании и, возможно, лечении - 52,8 процента (16904 человека). Четвертая - пациенты, которые были направлены на лечение в стационар - 4,7 процента (1519 человек); пятая группа - пациенты, которым необходима высокотехнологичная помощь - 0,16 процента (53 человека).
- Смысл диспансеризации в том, чтобы люди, у которых выявлены отклонения в здоровье, оказались под наблюдением медиков. Не получится ли, что из-за загруженности врачей результаты диспансеризации будут отодвинуты в сторону и забыты?
- Ни в коем случае. Сейчас составляются паспорта участков, вся полученная информация будет в них внесена, а пациенты взяты на учет. Конечно, было бы хорошо, если бы работодатели тоже заинтересовались результатами диспансеризации и приняли участие в финансировании мероприятий, направленных на сохранение здоровья своих сотрудников.
- И все-таки недостаточная обеспеченность кадрами всегда сказывалась на качестве оказания медицинских услуг. Насколько «Здоровье» поправило ситуацию?
- Укомплектованность врачами первичного звена с начала работы нацпроекта выросла с 61,5 процента до 81,8. Области необходимо более тысячи врачей, в том числе участковых терапевтов - 104, участковых педиатров - 30. Дефицита средних медицинских работников нет. Кадровый вопрос я держу на личном контроле, работаю с университетами Самары, Саратова. Если решать проблему только силами нашего мединститута, то с учетом миграционных процессов понадобится десять лет, чтобы полностью укомплектовать врачами медучреждения области.
- Сохранятся ли в нынешнем году доплаты медикам первичного звена? Есть ли у узких специалистов перспективы зарабатывать больше?
- Все доплаты сохранятся. За счет диспансеризации зарплата узких специалистов в прошлом году выросла на 33 процента, среднего медицинского персонала - на 40 процентов. В 2007 году объемы диспансеризации и иммунизации вырастут вдвое, под это уже заложены средства, так что зарплата у медиков будет только расти.
- Смысл нацпроекта не ограничивается вливанием федеральных средств. Насколько я понимаю, лечебные учреждения должны прочувствовать стимул к развитию и повышению качества работы. В этом смысле что-нибудь изменилось?
- Конечно, и пока самый яркий пример - роддома. Когда родовые сертификаты только появились, я сказала своим коллегам: женщина проголосует ногами, как зарекомендовали себя, то и получите. Сегодня каждый роддом заинтересованв том, чтобы привлечь как можно больше рожениц. В свою очередь родовые сертификаты дают средства, на которые роддома улучшают не только медицинское обслуживание, но и сервис, закупают новые халаты, кроватки… Роддома за последний год серьезно преобразились, их рейтинг пока выглядит так: заволжский роддом, областной и засвияжский.
- Российское правительство держит на контроле реализацию нацпроекта. Как выглядит наш регион на общем фоне?
- Ни на одном совещании в Минздраве и Росздравнадзоре ни по одному из направлений работы нацпроекта Ульяновская область не упоминалась в числе не справившихся с поставленными задачами. А по иммунизации у нас лучший результат в Приволжском федеральном округе. В рамках национального проекта против гриппа у нас было привито более 295 тысяч человек. Полный курс иммунизации против вирусного гепатита В завершен у 95,5 процента детей и подростков, против краснухи - у 94,2 процента подлежащего контингента. В результате в прошлом году показатели заболеваемости гепатитом В снизились в 1,1 раза, краснухой - в 3,3 раза.
- Наталья Федоровна, цифры, конечно, вещь убедительная, но население оценивает перемены по своим критериям. Кто-нибудь пытался изучать отношение к «Здоровью» рядовых пациентов?
- Да, общественные организации проводили анкетирование по этой теме.
Выяснилось, что почти половина респондентов понятия не имеют о нацпроекте. Согласно данным опроса, удовлетворенность медицинским обслуживанием среди пациентов выросла на 12 процентов. 977 человек рассматривают нацпроект как источник наживы для определенного круга лиц.
- То есть народ пока не прочувствовал до конца заботу государства о здоровье нации?
- Но ведь иначе и быть не могло.
Революцию в здравоохранении за год совершить невозможно. Кроме того, есть объективные причины, по которым пациентам пока в поликлиниках некомфортно. С одной стороны, хорошо, что у нас идет диспансеризация и иммунизация. С другой стороны, эти важные мероприятия привлекли в медучреждения на те же площади огромный поток людей. Как результат - очереди, толкотня. Работу терапевтов осложняют серьезные проблемы в сфере лекарственного обеспечения льготников… В нынешнем году здравоохрание региона будет работать над качеством и доступностью медицинских услуг.
- Нерешенных проблем так много… Наталья Федоровна, что в Вас вселяет оптимизм и веру в то, что «Здоровье» у нас будет отменное?
- Я верю в то, что национальный проект в сфере здравоохранения - это политика государства, а не однодневная акция. Вижу и знаю, что власть в нашем регионе к вопросам медицины относится с особым вниманием. Если темпы реализации проекта сохранятся, то через несколько лет все наши медицинские учреждения на сто процентов обновят оборудование и будут полностью укомплектованы кадрами. Сегодня мы пока закладываем основу для того, чтобы каждый житель почувствовал на себе перемены к лучшему…