UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 7 апреля 2007 года №37(2912)


В фокусе
Власти на местах следует быть более активной


В настоящее время органы местного самоуправления оказались в новых административных и экономических условиях.
За счет каких средств сегодня осуществлять полномочия на местном уровне? Где изыскивать ресурсы для развития?
Как наладить взаимодействие между региональной властью, муниципалитетами и хозяйствующими субъектами? Сегодня мы представляем точку зрения на эти вопросы заместителя председателя Законодательного Собрания, председателя комитета по промышленной политике, строительству, транспорту, связи и ТЭК Игоря Селиверстова.
Полномочия в рамках законодательства Основной закон, который сегодня определяет условия развития муниципальных образований Ульяновской области, - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нашем регионе он реализуется с 1 января 2006 года в полном объеме. В этом федеральном законе определены полномочия органов местного самоуправления, которые касаются жизнедеятельности на конкретной территории: благоустройство, оказание услуг ЖКХ, выплата зарплаты работникам бюджетной сферы и другие.
А в Бюджетном кодексе РФ обозначены доходные источники органов местного самоуправления для реализации своих полномочий согласно Федеральному закону №131. В действительности этих доходов зачастую оказывается недостаточно.
Сегодня доходы бюджетов городских округов формируются из земельного налога (100% от установленной ставки), налога на имущество физических лиц (100%), налога на доходы физических лиц (50%), а также единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%). У администраций также есть возможность работать над повышением неналоговых доходов. К ним относятся в первую очередь аренда земли, муниципального имущества, которые сдаются предпринимателям, организациям и физическим лицам. Потенциал налоговых и неналоговых источников во многих муниципальных образованиях Ульяновской области используется, на мой взгляд, недостаточно.
Насколько эффективно работают сегодня органы местного самоуправления с доходами в свои бюджеты, настолько оптимально реализуются полномочия. Это напрямую влияет на жизнь населения города или сельского поселения.
Местные инициативы надо поддерживать Очевидно, что губернатор, правительство, Законодательное Собрание Ульяновской области заинтересованы в пополнении бюджетов всех уровней. В нашем регионе действует несколько законов, которые напрямую влияют на развитие местного самоуправления. Среди них принятый еще в период работы ЗСО второго созыва Закон «О прогнозировании и программах социально-экономического развития в Ульяновской области». В соответствии с ним региональному правительствупредоставлено право подготовить единую форму программ социально-экономического развития для всех муниципальных образований. По моему мнению, областная власть, в первую очередь, должна оказывать методическую и практическую помощь муниципальным образованиям по формированию экономического прогноза и программ, с целью определения точек роста в рамках реализации конкретных программ.
Цель такой помощи очевидна: чтобы бюджеты муниципальных образований были более наполняемые. Кроме того, сегодня крайне остро стоит вопрос кадрового обеспечения органов местного самоуправления. Мы должны не только сами учиться работать в новых условиях, но и оказывать поддержку администрациям муниципальных образований в освоении новых методов управления.
Другой важнейший закон, который органы местного самоуправления обязаны применять на своей территории - «Об инвестиционной деятельности в Ульяновской области». Этим законом при реализации приоритетных инвестиционных проектов предусмотрены меры государственной поддержки в виде налоговых и неналоговых льгот.
Государственная поддержка оказывается исключительно инвестиционным проектам, включенным в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Причем на территории Ульяновской области она осуществляется в следующих формах: предоставление инвесторам областных государственных гарантий; прямое финансирование инвестиционного проекта за счет средств областного бюджета; льготное налогообложение инвесторов; установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ульяновской области и используемом при реализации инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных; оказание инвесторам организационной и правовой поддержки; а также использование иных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, не противоречащих действующему федеральному и областному законодательству.
Об инвестиционной привлекательности К сожалению, сегодня новым экономическим проектам, особенно в строительстве и сфере малого и среднего бизнеса, нередко мешают административные барьеры. Эти различные бюрократические процедуры согласования, утверждения, разрешения снижают активность бизнеса в Ульяновской области.
Не секрет, что любой инвестор ориентируется по двум основным критериям - прибыльность и надежность. Если условия в муниципальных образованиях таковы, что при реализации инвестиционного проекта итоговая прибыль получается меньшей, чем соответствующее размещение тех же денег на другой территории, то ни один проект в этом муниципальном образовании действовать не будет. Во всяком случае на нормальных экономических основаниях.
Региональная власть и органы местного самоуправления способны и обязаны повлиять на инвестиционный климат. Так, поощрительная налоговая политика повышает прибыльность проектов. То же самое происходит, когда муниципальное образование предоставляет инвесторам отлаженную инфраструктуру (дороги, связь, информацию и т.д.). Защита от преступности и гарантии стабильности в муниципальных образованиях повышают надежность проектов. Не менее важно сокращение до минимума административных барьеров.
Ключ к успеху экономического развития состоит как раз в тонком использовании этих факторов, влияющих на надежность и прибыльность инвестиционных проектов.
Кроме того, региональной власти и органам местного самоуправления следует создавать условия для формирования здоровой конкурентной среды. Например, предприятия, выпускающие однородную продукцию, создают здоровую конкуренцию. В свою очередь здоровая конкуренция влияет на снижение цен и улучшает качество товаров и услуг. Причем условия для участников рынка должны быть равными.
Как правило, если местная предпринимательская среда активна, то и бизнес из других регионов более интенсивно будет интересоваться Ульяновской областью.
Замкнутый производственный цикл и специализация Сегодня много говорится о поддержке местных, ульяновских, производителей. В качестве реальной помощи для них в рамках программы социально-экономического развития рассматривается возможность создавать подпрограммы, которые бы предполагали полныйпроизводственный цикл: например, от выращивания продуктов питания до их переработки, транспортировки и сбыта на территории Ульяновской области. Производители должны быть уверены, что их продукция будет востребована. Именно сельские районы региона, особенно приграничные, сегодня остро нуждаются в таком принципе организации экономических связей. Этим должны комплексно заниматься как профильные министры областного правительства, так и местные органы власти при активном сотрудничестве с местными предпринимателями. Да, это процесс сложный. Но если для людей создать приемлемые условия для работы, то определенная часть городского населения, например военные пенсионеры, вполне может переехать в сельскую местность и организовать там какое-либо предприятие. Сегодня можно при минимальных вложениях открыть собственное дело на селе. Чем заниматься на той или иной территории, должны решать, в первую очередь, на уровне местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование при наличии определенных ресурсов - природных, производственных, трудовых и т.д. - должно определять приоритеты в своем развитии, умело пользоваться своей специализацией. Нужны четкие планы с конкретными задачами и результатами.
Качество жизни в конкретном муниципальном образовании и в регионе в целом напрямую зависит от умения власти и органов местного самоуправления работать с налоговыми и неналоговыми источниками, имуществом, инициативами и перспективными проектами.
Сегодня есть для этого «законодательные инструменты» и возможность влиять на те или иные экономические процессы. И власть, я считаю, во благо населения должна активнее этой возможностью пользоваться.

Спецвыпуск подготовлен пресс-службой Законодательного Собрания Ульяновской области.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz