В мае 2002 года мы и не предполагали, что через пять лет можно будет так назвать нашу экспедицию, которая была предпринята новоульяновским детским орнитологическим клубом -Зарянкас целью изучения состава пернатой фауны Сенгилеевского района.
Тревожное известие о том, что национального парка Сенгилеевские горыне будет, вдвойне печально, так как в августе 2005 года на праздновании 340-летия города Сенгилея губернатор Сергей Морозов обещал, что национальный парк будет создан.
Хочу поделиться впечатлениями, которые можно получить в этом богатом на природные, исторические и культурные памятники месте.
Маршрут пролегал от Шиловки до Сенгилея, где по прямой около 15 километров. Мы же прошли, с учетом вылазок из лагерей, раза в три больше. Но обо всем по порядку.
Экспедиционные дни выдались насыщенными. Мы побывали в “барсучьем городке”. Он размещался в лесной чаще, куда вела дорожка, хорошо протоптанная самими лесными жителями, по которой они в вечерних сумерках ходят за пропитанием в лес.
Барсуки любят устраивать свои норы-жилища с комфортом и надолго. Некоторые поселения разрастаются и служат десятки лет. В норах барсуков имеются спальные комнаты, родильные отделения, туалеты, а некоторые исследователи считают, что есть даже кладбища. Вокруг нор чисто и прибрано, кучки помета лежат только по краю -городка-, отмечая его границы. Вход в свое жилище барсуки отсыпают для того, чтобы удобнее было греться в лучах солнышка и выводить на прогулку своих отпрысков.
На открытых пространствах, на склонах балок нам часто встречались и другие зверьки. Это сурки-байбаки самые обаятельные и смешные жители степи. На них нельзя смотреть без улыбки. Но, к сожалению, в их жизни тоже случаются трагедии. Когда мы вышли на вершину холма и стали спускаться по склону, с подножия взлетел орел-могильник. На месте взлета остался желтеть бугорок добычи. Это был крупный сурок, которого орел умертвил, вонзившись когтями прямо в горло. Мы разглядели его, а затем издалека наблюдали, какие птицы прилетали к этой добыче. Конечно же, был хозяин жертвы сам орел-могильник.
Наевшись, он тяжело отлетел от стола, но тут же был атакован парой агрессивно настроенных воронов. Расставив крылья, орел ринулся в их сторону, пробежав три-четыре шага и делая выпады клювом. О том, что стычка была нешуточной, свидетельствовала густая пыль из-под лап птиц. В конце концов могильнику удалось подняться в воздух. Некоторое время черные вороны преследовали его, но потом развернулись и стали хозяйничать у остатков тушки сурка. Насытившись, они тоже покинули -стол-, который недолго пустовал. За пиршество принялся коршун. Он подпускал довольно близко. Мы его сфотографировали и оставили в покое. На следующее утро от большого сурка осталось на траве только несколько клочков шерсти. Возможно, что все остатки пищи подобрала лиса.
Еще совсем недавно сурок-байбак был на страницах Красной книги. Но теперь на него разрешена охота, и, как это всегда бывает, с человеческим размахом. Некоторые люди, не соблюдая никаких норм добычи, выбивают этого симпатичного зверя, загружая его трупами автомашины.
При такой -охотеочень скоро над зелеными балками резкие свисты сурков затихнут навсегда.
В течение всей экспедиции -зарянковцампришлось разбивать четыре лагеря. Часто к лагерю близко подходили лисы. Однажды очень близко лающим голосом вскрикнула косуля, которой мы перешли путь к маленькому лесному ручейку.
Ночью рев этого маленького оленя был довольно страшен. Волновали таинственные крики обитателей ночи сов. Серая неясыть убаюкивала нас темной ночью с вершины одного из двух лесистых холмов, у подножий которых расположились наши палатки. Чудодейственность и гнетущую таинственность этому крику придавали зеленоватые огоньки трухлявой древесины, светящиеся в темноте. Мохноногий сыч освистывал ночной лес. Мы ночевали на вершине Гранного Уха одной из самых высоких и красивых гор Ульяновской области. Выше нас было только звездное небо. Однажды во время ужина нам громко, уверенно и долго напевала зарянка, которая пристроилась на вершине ближайшего дерева.
Был момент,когда восемь серых журавлей около пяти минут кружились над нашим пристанищем. Мы видели красивую самку кобчика мелкого соколка, который питается преимущественно насекомыми. Вот и в этот раз соколок лапой ловил в полете мелкую живность и сразу отправлял ее в клюв. Мы смотрели на его охоту, как на спектакль. Были могущественные орланы-белохвосты, которые широкими громадами парили высоко в небе. Они летали к мощным соснам, растущим на гребне холмов. А еще запомнились шутки и разговоры у костра, трудные переходы с рюкзаками за плечами, вечерняя рыбалка на пруду и сенгилеевская уха, майская гроза и мелкий дождик. Не было досаждающих комаров, но были вредные клещи.
А еще у нас были отщелканные пленки и список увиденных нами пернатых, где присутствовало 72 вида!
Это не первая наша экспедиция в Сенгилеевские горы. В 2000 году клубом -Зарянкабыл открыт новый вид для Ульяновской области горная трясогузка. Мы наблюдали не только саму пару этих птиц, но и обнаружили гнездо, в котором находилось шесть птенцов. Это была сенсация, так как горные трясогузки живут на Кольском полуострове, на Урале и далее на восток до Сахалина, на Кавказе. Наши Сенгилеевские горы стали новой родиной для этого вида птиц. Это еще раз подтвердилось на следующий год, когда 13 июня в двух километрах южнее села Тушна Сенгилеевского района было найдено гнездо горных трясогузок с пятью птенцами. Натуралисты нашей области отмечают залеты на территорию Сенгилеевских гор и такой редкой птицы, как белоголовый сип. Эта крупная птица с размахом крыльев в два с половиной метра гнездится на скалах в гористой местности Кавказа и Крыма. Она является редким исчезающим видом и занесена в Красную книгу России. Такие встречи радуют. Радуют тем, что такие редкие птицы, как белоголовый сип и самая красивая и элегантная птица семейства трясогузковых, постепенно осваивают новую территорию России, которая называется -Сенгилеевские горы-. Это еще раз доказывает уникальность и чистоту этого природного комплекса. Мы планировали еще не одну экспедицию в будущий национальный парк.
Но теперь он под угрозой! Уникальный уголок природы хотят разрушитьи превратить в безжизненный лунный ландшафт! Невозможно поверить в то, что будет цинично уничтожен чистый уголок природы, который уже несколько лет считается символом нашей области и с гордостью называется Ульяновской Швейцарией!