UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 2 сентября 2006 года №97(2826)


Чересполосица юбилеев «Авиастара»:
надежда остается прежней - на государство


Сегодня, 2 сентября, у авиазавода грустный юбилей. Десять лет назад его коллектив прямым маршем, преодолев 15 километров, пришел к мосту через Волгу.
Пришел требовать зарплату, которую не получал к тому времени пять месяцев. Народ был до предела злой. Не слушал ни свое руководство, ни власть.
Более-менее спокойной реакция толпы была только на слова Сергея Ермакова, возглавлявшего тогда, как и сейчас, городскую администрацию. Телеграммы о происходящем на «Авиастаре» ушли руководству России, какието бумаги о положении дел на заводе и вообще в авиапромышленности гендиректор предприятия Виктор Михайлов передал по неофициальным каналам лично главе государства Борису Ельцину.
Но все это помогло несильно.
Кризис на заводе продолжался и к зиме перерос в смену руководства. Переизбрали совет директоров (СД) и генерального. Михайлов ушел в отставку. К управлению пришла так называемая «группа Полякова» во главе с председателем СД Александром Поляковым.
Ни в том году, ни в следующем 1997-м - «Авиастар» не выпустил ни одного самолета, в том числе и по контракту с египетским бизнесменом Ибрагимом Камелем. Положение усугублялось большими долгами по налогам (в 1997 году истек пятилетний льготный период по налоговым платежам «Авиастара»).
Новая команда запланировала реструктуризацию предприятия, поставив цель отделить от собственно завода непрофильные или не совсем профильные производства, реорганизовав их в самостоятельные фирмы. Завод переоформился в закрытое акционерное общество «Авиастар - самолетостроительное производство» (ЗАО «АвиастарСП»). Потом произошла макроэкономическая встряска, известная как дефолт. «Авиастару» он принес временное облегчение. Египетский контракт исчислялся в долларах, а американская валюта за одну ночь подорожала почти в четыре раза, во столько же повысив и цену «ТУ204», выраженную в рублях. Экспорт продукции стал выгоден, что, по мнению ветеранов завода, и спасло договор с Камелем.
В 1998 году завод собрал два самолета, в 1999-м - три, в 2000м - четыре «ТУ-204» и один «Руслан». Все это дало основание говорить, что раздел ОАО «Авиастар» на ряд предприятий оказался для завода благом. Но затем снова залихорадило. В области сменилась власть - на пост губернатора пришел генерал Владимир Шаманов, а с ним - группа архаровцев, бросившихся инвентаризировать и оттяпывать все, что представляло хоть какой-то интерес. Особенно яростно вцепились как раз в «Авиастар». Взяв под контроль ОАО, в состав которого самолетостроительный завод уже не входил, группа стала искать подступы к производственным корпусам. Одним из вариантов была идея аннулировать через суды проведенную в конце 90-х реструктуризацию и, вернув в ОАО все, что было из него выделено, включая авиазавод, стать его хозяевами.
О дальнейшей судьбе предприятия говорили разное. Владельцы большого пакета ОАО находились за рубежом, и потому авиазавод мог оказаться в собственности иностранцев. Но он был оборонным предприятием.
Команда Полякова сопротивлялась, как могла. С ней тоже не цеГордость «Авиастара» - «АН-124» «Руслан».
ремонились, возбудив однажды против руководства уголовное дело. Инициатором дела выступило расформированное позже управление налоговой полиции, а персонально - кадры из его высшего управленческого звена, часть из которых оказалась потом на скамье подсудимых и получила сроки за мошенничество.
Тем временем Поляков организовал вхождение завода в ОАО «Туполев», принадлежащее государству, то есть инициировал чтото вроде национализации предприятия. Атаки на «Авиастар» после этого ослабли, а затем и вовсе прекратились. В качестве наследства от шамановских деятелей осталось, говорят, только то самое уголовное дело. В каком оно состоянии, точно неизвестно. Завод же вновь на перепутье и выход видит уже в полном переходе под госконтроль - через вступление в создаваемую по распоряжению президента Объединенную авиационную корпорацию (ОАК). Нахождение в составе ОАО «Туполев» делает для «Авиастара» эту задачу более легкой, чем могло бы, видимо, быть, если бы в конце 90-х и начале 2000-х годов события повернули не туда, куда они в конце концов повернули. Надежда на подъем «Авиастара», с начала строительства которого в этом году исполняется 30 лет, остается.
30-летний юбилей - уже из числа приятных.

Юрий КАШИНСКИЙ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz