На днях в галерее Союза художников открылась персональная выставка скульптора Василия Шеломова (на снимке). Он автор почти ста работ - среди них эскизы памятников Пушкину, Языкову, Пластову, Толстому, Аксакову, Богдану Хитрово. За 36 лет, которые Шеломов живет в нашем городе, ему так и не дали установить здесь ни одной скульптуры.
В советские годы Шеломов, как и другие художники и скульпторы, не испытывал проблем с работой. В каждой деревне, в каждом колхозе ставили памятники советскому солдату. Скульптурные композиции были словно вылеплены по одному шаблону: суровое лицо солдата, автомат в руках... Как-то раз Шеломов ставил памятник воинам-победителям в Чуфарово. Лица солдат он списывал с древнерусских икон. Памятник 14 раз проходил худсовет - чиновникам от искусства не нравилась то одна деталь, то другая. В итоге ставить все-таки разрешили.
Перестройка принесла скульпторам творческую свободу, но лишила их гарантированных государственных заказов. В это время Шеломов обращается к религиозной тематике. Он лепит «Христа и 12 апостолов». Фигуры святых сгорблены от груза ответственности, который они несут на себе. По словам скульптора, эти образы навеяны воспоминаниями юности - о деревенских стариках, беседующих на завалинке.
Всего у автора 86 эскизов памятников и более 100 графических работ. Из последнего скульптура «Народ и власть». Власть вбила болт в голову народу и прицепилась на нем. Та же символика у композиции «Рухнувший социализм». Памяти погибших на теплоходе «Суворов» посвящена стеклянная пирамида, в которую вставлен крест. В стекле отражалась бы вода. С художественной точки зрения памятник несомненно интереснее, чем одинокий крест, стоящий сейчас на месте катастрофы. К 350-летию Симбирска Шеломов предложил проект памятника основателю города Богдану Хитрово. О нем поговорили - поговорили и забыли. Установка памятника стоит около 1,5 миллиона рублей. У скульптора таких денег нет, а государство выделять не хочет. В городе, где все говорят о возрождении культуры и местных традиций, ни один из памятников Шеломова, посвященных нашим именитым землякам, не вышел за порог мастерской.
Последние шесть лет Василий Петрович работает в мастерской на улице Локомотивной, у Винновской рощи. Он занимает первый этаж старого двухэтажного дома, построенного еще немецкими военнопленными. Помещение находится в аварийном состоянии - стены того и гляди могут обрушиться. Из-за этого отсюда в свое время выселили детскую музыкальную школу. В небольшой комнате не протолкнуться среди многочисленных скульптур. Здесь в любое время года стоит могильный холод. За помощью в благоустройстве Шеломов обращался к властям всех уровней. В прошлом году на встрече губернатора с работниками искусства он даже преподнес Морозову его бюст, вылепленный по фотографиям в газетах. Пока это не сильно помогло. У скульптора осталось множество идей - например, памятник норвежскому полярнику Нансену, который в 19211922 годах помогал голодающим Поволжья. Но Шеломов больше не видит смысла в работе, если она не увидит свет. Он пришел к выводу, что всю жизнь боролся с выдуманными препятствиями.
Всю жизнь он работал не благодаря удачным обстоятельствам или карьере, а вопреки им, на творческом энтузиазме. «Ни одного установленного памятника - это ведь катастрофа для художника!» говорит Шеломов. На выставке представлен автопортрет скульптора - голый человек в клетке. «Голым родился, голым умру», - говорит он.