"Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих". Значение этого оборота из Библии можно определить так: настоящий человек как homo sapiens - тот, кто заботится не только о своих материальных потребностях, но и о своей духовности. Как вопрос с пищей духовной обстоит в Ульяновске? На эту тему мы решили поговорить с председателем Ульяновской Городской Думы Василием Гвоздевым. - Василий Анатольевич, в последнее время руководители различных уровней принимают серьезные экономические решения, стараются вывести регион на новый уровень. Что еще нужно для того, чтобы Ульяновск обрел новый облик - облик современного города России? - Репутация Ульяновска в целом по России, к сожалению, не совсем хорошая. Настроение среди большей части населения депрессивное, потому что люди не видят своего места в этом городе, не видят перспектив для развития, для воспитания детей. Только за восемь месяцев этого года в Ульяновске умерло на 1600 человек больше, чем родилось, а 1200 человек уехали в другие регионы. Причем уезжают лучшие. То есть получается, что Ульяновск теряет свой потенциал. Поэтому надо срочно браться за решение этой проблемы. Но пока посылы общественных и политических деятелей звучат как глас вопиющего в пустыне, их мало кто слышит, потому что со стороны власти вопросами духовного возрождения, морального воспитания молодежи серьезно никто не занимается. Нет ни одной целевой программы, которая объединила бы весь потенциал Ульяновска и создала положительный моральный климат, веру в будущее, здоровый патриотизм среди жителей нашего города. Вспомните инициативу по строительству Троицкого собора. Начиналось все хорошо, а закончилось... как всегда. Хотя большая часть населения, я уверен, поддерживала и поддерживает восстановление этого храма и десятков других, не только православных, которые были разрушены на территории Симбирска и губернии. Если взять передовой опыт других городов, то в той же Самаре, Саранске, Чебоксарах отстроены заново великолепнейшие храмы и кафедральные соборы, которые украшают города и которые посещают люди. Это говорит о том, что люди уважают историю родного края и способны не только разрушать, но и созидать. Поэтому, я считаю, чтобы эта прорывная точка роста состоялась, в Ульяновске помимо экономических решений нужно очень серьезно заняться духовным возрождением. - Как вы предполагаете это сделать? - Мы должны сделать это вместе. Должны сплотиться все общественные организации, политические партии, а также предприниматели, причем те, кто готов работать на территории области, у которых здесь семьи, родители, и которые хотели бы жить в хороших условиях, никуда не переезжая. А органы власти выступили бы в качестве координаторов. Как гласит восточная мудрость: "Человек, не знающий своей истории, подобен дереву без корней - всякий ветер его валит". Я с этим абсолютно согласен и уверен, что на новый уровень нужно поднять изучение истории родного края. В тесном сотрудничестве со СМИ, Краеведческим музеем, историками мы смогли бы возродить интерес жителей к истории города. В фондах музеев хранятся несметные сокровища - это предметы быта жителей Симбирска, журналы, фотографии, товары ремесленных лавок. Но в музеи ходит не так много людей, поэтому важно популяризировать историю. В этом нам здорово помогли бы СМИ, ведь через публикации, конкурсы, "круглые столы" мы могли бы вызвать интерес у жителей к истории Симбирска, к тому, каким он был и каким может стать. Ульяновцы должны знать, что означают названия современных улиц, почему их назвали именами Карла Маркса, Розы Люксембург, Крымова. Пусть люди "проснутся" и зададутся вопросом: "Должны ли улицы моего родного города носить такие названия?". Если историки и краеведы готовы выступить с докладом об истории названий улиц, то мы готовы предоставить им трибуну, а ульяновцы потом выскажутся, каким улицам оставить свое название, каким вернуть их прежние, а какие - переименовать вовсе. В других городах подобные инициативы уже есть. Например, в Твери в прошлом году в Городскую Думу поступило письмо от группы граждан, более тысячи жителей просили переименовать улицы, которые носят имена Софьи Перовской, Зинаиды Коноплянниковой и других. Эти люди в XIX и в начале ХХ века были членами террористических объединений и участвовали в покушении на императора, в результате их действий погибли ни в чем не повинные люди. Поэтому жители выступают за возвращение улицам их исконных названий. Подобные инициативы есть и в других городах. Кроме того, хотелось бы отметить, что Симбирск славится своими жителями. И если горожанам не захочется возвращать улицам прежние названия, то, возможно, им будет приятно жить на улицах, которые носят имена знаменитых земляков. Ведь в нашем городе жили и работали люди, известные в стране и в мире. Например, известный орнитолог Сергей Бутурлин, чьи детские и юношеские годы прошли в Симбирске, или критик, мемуарист Павел Анненков, который впервые подготовил издание сочинений Пушкина. Из более современных можно назвать уроженцев Симбирска Александра Варламова, основоположника советского джаза, Владимира Крата, известного астронома, и многих других. - Как Городская Дума видит реализацию этого проекта? - То, что я сказал, это лишь посыл для большой работы, которая не может быть выполнена за месяц или за год. Эта задача может быть выполнена минимум за пятилетку, а посыл к созданию этой программы должен идти от власти. На уровне Думы мы уже начали поднимать эту тему в СМИ и обсуждать ее с общественными организациями.В течение всего сентября-октября мы будем повторно определять приоритеты развития города через общение с населением, соцопросы, публичные слушания по формированию бюджета и по формированию социальных программ. В заключение мне хотелось бы обратиться ко всем, кто неравнодушен к судьбе родного города. Уважаемые предприниматели, общественные организации и политические партии, краеведы и историки! Я понимаю, что темы, затронутые в этой статье, неоднозначны, и у многих руководителей они могут вызвать негативные эмоции. Но факты упрямая вещь, и они говорят о том, что нам всем вместе предстоит длительная работа. Мы приглашаем вас к диалогу, давайте вместе попытаемся ответить на такие вопросы. Какие направления наиболее важны в программе по возрождению духовности? Кто должен координировать создание программы и ее реализацию? Какие мероприятия должны в нее войти? Предложения направляйте к нам в устной и письменной форме по адресу: г. Ульяновск, ул.Кузнецова, 7, тел.: 41-38-00, 41-25-25. P.S. Кстати, вчера в Ульяновске состоялось 13-е заседание Координационного совета по развитию индустрии туризма "Регионы России. Московское соглашение". К нам в город приехали представители туристических ведомств и министерств из 28 регионов России. Перед началом участники осмотрели городские достопримечательности, побывали в музеях, а в ходе заседания было отмечено, что наш город может стать центром туризма. Председатель координационного совета Григорий Антюфеев в заключение встречи выразил надежду на межрегиональное сотрудничество и развитие круизного туризма. К СВЕДЕНИЮ: Наверное, ни в одном городе власти не уничтожали храмы с таким ожесточенным упорством, как в Ульяновске. К 1940 году из двух монастырей, трех соборов, пятнадцати приходских и двух десятков домовых церквей сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь. В многонациональном городе были закрыты мечеть, католический костел и протестантская кирха, еврейский молельный дом. Первый удар был нанесен в 1921 году, когда во время борьбы с голодом власти запретили церкви заниматься этой проблемой и реквизировали все сколько-нибудь значимые церковные ценности. Затем последовали закрытие монастырей, репрессии в отношении священнослужителей. Для новоиспеченных варваров все, что было связано с прошлым, каким бы оно славным ни было, олицетворяло старый режим и подлежало уничтожению. С трудом был сохранен от разрушения даже памятник Карамзину. С 1918 года началась вакханалия с переименованием улиц, носивших свои имена сотни лет. Простые и близкие народу названия "Чебоксарская", "Дворцовая", "Лисиная", "Всесвятская", "Панская" превратились в непонятные "Бебеля", "Лассаля", "Карла Либкнехта", "Робеспьера", "Энгельса". Затем свое тысячелетнее имя (считая с булгарских времен) потерял и город. В настоящее время на территории города находится всего пять приходов: - приход Святого Александра Невского (вновь создающийся) - Воскресенский храм - Свято-Богородице-Неопалимовский кафедральный собор - Благовещенский храм - Владимирский храм Информация сайта: http://simbirsk.eparhia.ru Мнение историка Валерия Лосева, заведующая отделом истории Областного краеведческого музея: - Безусловно, жители Ульяновска и области должны знать свои корни, свою историю. В этом начинании мы, историки и краеведы, поддерживаем городские власти. Со своей стороны мы, краеведы, проводим большую работу по воссоединению истории, чтобы люди знали, что история города началась не в 1917 году, а гораздо раньше. Это очень укрепляет сознание, человек чувствует себя уверенно. Ульяновск-Симбирск - это архетип русской провинции. Образы, которые писатель Иван Гончаров рисовал в своих знаменитых романах "Обрыв", "Обломов", "Обыкновенная история", которые известны всему миру, - это образы симбирян. К сожалению, в послереволюционные годы много храмов было уничтожено, и сейчас наш город подобен человеку, у которого вырвали сердце. Но сохранилось много зданий в стиле модерн, их меч пролетариата не коснулся. Это здание нынешнего кинотеатра "Художественный", нынешний Дом актера, центральный корпус УлГУ, здание УльГЭС. Если все эти здания отреставрировать, то Ульяновск обретет новый вид, станет поволжской жемчужиной, в которой органично сочетаются старина и современность.