Все более теряет Ульяновск свою индивидуальность. Все меньше остается в городе старых симбирских домов. Что приходит им на смену? Интересные архитектурные здания. Строения, отмеченные талантом? Нечасто.
Не случайно Валентин Филимонов - архитектор, известный в городе своими талантливыми работами, написал статью «Утраченные ориентиры, или Досада бывалого архитектора» («СК» от 12 сентября 2006 года). Ее лейтмотив - градостроители должны диктовать заказчикам правила хорошего тона, а не заниматься соглашательством в угоду туго набитой мошне. Свобода творческой личности всегда позволяла ей создавать шедевры даже в жестко регламентированных условиях советского времени. Вспомним первые постперестроечные времена, когда нашу эстраду заполонила всевозможная «чернуха», «желтуха» и прочая безвкусица. Подобная же картина наблюдается в современном коттеджном строительстве. Главная цель - ублажить заказчика, ну не хочет он слышать трамвай по улице Радищева, пжалста, сделаем жилой амбар с «безглазым фасадом». А то, что это уродство для остальных горожан, так на то заказчику наплевать. Сегодня старые правила уже не действуют, а новые еще не приняты. Поэтому мы и наблюдаем вакханалию посредственных ремесленников.
Заповедник «Родина В.И. Ленина», чтобы сохранить уникальный исторический облик города, вышел с инициативой поставить на охрану еще ряд вновь выявленных памятников. На совещании в Управлении архитектуры и градостроительства мэрии Ульяновска это вызвало ожесточенный отпор. Вот одно характерное высказывание: «Конечно, строительство Симбирской губернской земской больницы на улице Третьего Интернационала (на снимке) было социально значимым событием того времени, больница возводилась на народные деньги и по тем временам была уникальным сооружением. Но жить прошлым нельзя...». Помилуйте, нельзя жить будущим без прошлого! И ведь чего опасаются наши нынешние архитекторы - нарушения гармонии- Совсем нет! Вот еще одна цитата с того совещания: «Если мы признаем эти здания памятниками истории и культуры, то как в последующем будем решать вопросы комплексного подхода к увязке современной застройки с этой исторической средой-». Другими словами, ломай, круши, строй дикие дворцы, ублажая хозяев тугих кошельков - вот доминанта поведения некоторых архитекторов. А увязать современную застройку с историческойсредой - на самом деле и есть профессиональная задача архитектора. Так поступают во всех городах мира, имеющих многовековую историю.
До недавнего времени, когда было ясно, кто за что отвечает, существовали регламенты, утвержденные процедуры, градостроители несли ответственность не только перед общественностью, но и перед потомками. Сейчас же, с введением нового градостроительного кодекса, процедур публикации информации, согласования и сдачи в эксплуатацию, практически можно творить все, что душе угодно.
Уверен, что в конце концов и у нас наступит порядок, как в других, цивилизованных, государствах. И никакой нувориш не посмеет построить аляповатый дом с претензией, не вписывающийся в окружающую застройку. Я видел такие городки на Лазурном берегу во Франции: узкие улочки, брусчатка, ухоженные старинные дома, неповторимый облик. Веками архитекторы хранили это, им и в голову не приходило разрушить родной город, чтобы не возиться с «увязкой современной застройки с исторической средой». По сути это сродни объявлению войны. И у нас такая война уже идет.
Сейчас на территории заповедника «Родина В.И.Ленина» очень много хозяйствующих субъектов разной формы собственности. Каждый из них видит свою собственность такой, какой ему хочется, и пенять на заповедник за такой разнобой во вкусах просто некомпетентно. Как устроен заповедник в лесу- Там все государственное: и земля, и живность, и растительность. Чтобы что-то сделать на территории заповедника, необходимо получить разрешение у государства. Это касается и охоты, и заготовки древесины, и добычи минеральных ресурсов. На это есть закон, и он соблюдается всеми.
Нарушителей-браконьеров тоже судят по закону.
А у нас, ульяновцев, историко-музейный заповедник находится в центре развивающегося города.
Раньше он имел полномочия по сохранению и развитию своего исторического облика. Но наступили новые обстоятельства. И хоть заповедник «Родина В.И.Ленина» находится под защитой государства, но нувориши, нарушая уже новые законы, не прекращают покушений на его облик. И, к сожалению, «шабашники - архитекторы - подмастерья» рвутся им в этом помогать.
Если бы вся территория заповедника была в собственности государства, то закон защищал бы его целостность и ориентиры его развития оставались незыблемыми. Рано или поздно у государства возникнет реальная, а не декларированная потребность в существовании заповедника, вот тогда оно и скажет спасибо тем, кто сейчас всеми возможными силами отстаивает неповторимый исторический облик центральной части родного города.
Александр ЗУБОВ, директор ГИМЗ «Родина В.И.Ленина».