?????? ?????...

Суббота 11 ноября 2006 года №125(2854)


Памяти звездного учителя


11 ноября исполняется пять лет, как нет с нами Владислава Семеновича Тейтельмана. Он уехал умирать в Израиль, на родину предков...
До сих пор не покидает чувство досады, что ни мы, коллеги, ни его ученики не можем прийти на могилу поклониться великому Учителю...
«Дети - как цветы. Одним нужно больше солнца, другим больше влаги, а третьим - тепла. И если ребенок не сумел раскрыться, проявить свой потенциал, то в этом не его, а наша вина. Мы не сумели создать благоприятные для него условия.
Владислав Тейтельман».
Он был учителем от Бога...
Альфой и омегой его педагогической парадигмы была трепетная, безграничная любовь к детям. Его любовь не была слепой. Все те, кто попадал к нему в профильный физико-математический класс школы №40 при УлГУ, были обречены на систематический каждодневный труд, так как за два года надо было преодолеть разницу между требованиями, предъявляемыми к знаниям абитуриентов, и общеобразовательными стандартами. В основе всей деятельности учителя лежит набор его жизненных ценностей. Любовь, труд, терпение, уважение, порядочность, честность, ответственность, нравственностьвот те жизненные ценности, которые всегда были на первом плане педагогической деятельности Владислава Тейтельмана и прививались питомцам.
Тейтель - так ласково звали ученики Тейтельмана, а мы, преподаватели школы №40, звали его учеников «тейтельманцами». Успех Владислава Тейтельмана заключался не только в высоком профессионализме и методологическом подходе, но и в его личности, в его духовных и моральных качествах, которые он пронес через всю свою жизнь.
Профильный физический класс Тейтельмана с полным основанием можно было назвать авторским классом. В педагогике авторский класс рассматривается как творческое сообщество детей и взрослых, где создается особая микросреда, в которой наблюдается целостность педагогического процесса, психологический комфорт, четкое разделение функций. Такой класс, являясь единицей общешкольной структуры, сохраняет свою индивидуальность. Признаками авторского класса являются воспитанность учащихся, защищенность и комфортность ребенка в классе, удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; репутация класса; индивидуальность и самореализация учащихся; сформированность классного коллектива в команду. Авторский класс отражает тот феномен, когда про него говорят: класс - отражение его классного руководителя. Всем этим критериями полностью соответствовал класс Тейтельмана.
Основной задачей классного руководителя является создание условий для творческого развития личности.
Каким же образом создавалась атмосфера взаимного доверия и общей сплоченности, как стимулировался интерес к изучению и познанию физики? Отношения в коллективе Владислав Семенович строил на основе личностноориентированного подхода. В педагогике такие отношения между педагогом и учащимися называются субъектсубъектными. Их сущность как нельзя лучше выражают его ученики, последние выпускники физико-математического класса Владислава Тейтельмана Илья Гуров и Александр Чемидронов (ныне студенты-выпускники физико-технического факультета УлГУ): «При создании коллектива и отношений внутри него наш учитель: - верил в потенциал каждого ученика и старался развить в нем лучшие качества и сильные стороны; - ориентировался на личность учащегося, никогда не закрывал глаза на его проблемы; - поощрял проявление инициативы, призывал к высказыванию любых идей, пусть даже в корне неверных; - проявлял и поощрял юмор, не переступал и не позволял переступать грань приличий; - прислушивался к мнению учащихся, совместно решая общеклассные и общешкольные проблемы; - возлагал на каждого ответственность, призывал к самостоятельности».
Учебный класс - кабинет физики - являлся для каждого учащегося вторым родным домом. У каждого ученика была своя одиночная парта, за которую он нес ответственность. О том, насколько это оправдывало себя, свидетельствует то, что в классе не было ни одной поломанной или запущенной парты, так как парта являлась «отражением» того, кто за ней сидел.
Также в этом кабинете находились шкафы для хранения вещей и одежды, что позволяло не зависеть от общешкольного гардероба. В задней части класса находился стол для игры в настольный теннис. Во время перемен и вне занятий, когда основная масса школьников других классов выходила курить на крыльцо школы, в классе Тейтельмана гремел рок и проводились турниры по теннису. Лаборантская использовалась не только для хранения оборудования и подготовки опытов. Там находился чайник для кипячения воды и шкафчик с продуктами питания. Все это способствовало тому, что учащийся чувствовал себя как дома, не отвлекался на второстепенные вещи: он мог сфокусироваться на учебном процессе.
Как учитель, он был «профи» в самом высоком смысле этого слова. Прочные знания ученики Тейтельмана получали благодаря тому, что физика преподавалась как «живой» предмет, интересно.
На всех занятиях Владислава Семеновича Тейтельмана царила творческая, свободная обстановка. В основе технологии учебного процесса лежал метод опорных конспектов Шаталова - система крупноблочного выделения теоретических знаний, которая способствовала ускоренному обучению учащихся в режиме интенсива. Сэкономленное время Тейтельман тратил на решение задач. Урок решения задач был одним из любимых видов занятий у учеников. Задачи решались постоянно и в больших количествах. У Тейтельмана был «банк задач» - около 2000 интересных и трудных задач, оформленных на карточках, которые хранились в ящике.
В течение двух лет надо было прорешать большинство задач, причем по мере прохождения учебного материала «старые» задачи не забывались, они включались в самостоятельные работы, контрольные, то есть в голове ученика тоже формировался «банк задач». Один из методов организации урока по решению задач был такой.
Ученики вместе с учителем рассматривали решение нескольких (пяти-шести) конкурсных или олимпиадных задач, причем было строго запрещено записывать в тетрадях решения. Как известно, олимпиадные задачи не поддаются простому алгоритмическому решению. В конце занятия ученики каждого ряда (при одиночной посадке в классе было пять рядов) должны были решить заново и воспроизвести одну из пяти задач. Какая из пяти задач достанется тому или иному ряду, было неизвестно, поэтому каждым учащимся осуществлялась напряженная мыслительная деятельность на уроке по осмыслению и запоминанию хода решения каждой задачи. Решения проверялись после уроков и сразу всем выставлялись оценки. Эти пять задач каждый ученик должен был воспроизвести дома и записать в тетрадь.
Осуществлялся систематический контроль знаний.
Прочная обратная связь выступала условием успешности методов обучения Владислава Тейтельмана: еженедельно систематически проверялись тетради с задачами, причем решение задач надо было уметь объяснить. Таким образом, задачи трижды «прокручивались» в течение небольшого промежутка времени, а впоследствии эти же задачи неоднократно попадались на зачетах, контрольных, экзаменах, откладываясь в долговременной памяти. При вышеописанной методике за два года в долговременной памяти учащихся скапливалось около 700 типичных решенных задач в виде рамок-фреймов, каждую из которых любой ученик мог воспроизвести в любой момент времени и применить к «незнакомой» ситуации новой нерешенной задаче.
Он был учителем учителей. Именно у него я училась быть школьным учителем, придя из вуза работать в спецклассы. Однажды, зайдя в начале урока в препараторскую, я увидела, что Владислав Семенович стоит у двери в класс и наблюдает за ребятами в дверную щель. Я поинтересовалась, что он там высматривает. Он весело, хитро улыбаясь, с каким-то самоудовлетворением ответил: «Смотри, сейчас у меня будет контрольная работа, я специально задерживаюсь.
Видишь, как они пересаживаются? Сильные подсаживаются к более слабым». И правда, ребята быстро менялись местами, не замечая, что за ними наблюдают. Я была в недоумении. Раздав контрольные билеты, Тейтельман объяснил, что толку не будет, если слабый ученик просидит два часа, смотря в пустой лист, испытывая стресс, а теперь он это время потратит не зря - поучится у сильного ученика. Главное для Тейтельмана было обучить ребенка любыми способами, а не подловить ученика на незнании и «впарить» двойку. Кстати, двойки Владислав Семенович вообще не ставил. Вместо них ставил «дырки», которые можно было впоследствии заполнить хорошей оценкой.
Он любил говорить: «Двойка ставится за незнание, а я должен оценить знание». Он возглавлял научно-методический центр по физике в районном отделении образования при администрации Железнодорожного района и раз в неделю работал с учителями с целью повышения их методического мастерства.
Он внушал учителям главное: «Ты сначала научи ребенка, а потом с него спрашивай».
Ученикам же внушал: «Ничему нельзя научить, можно лишь научиться» - это были сильные мотивационные установки, вызывающие потребность у учителя давать знания, а у учащегося - добывать знания.
Его авторитет был непререкаем. Он заработал его своим трудом и заботился о его поддержании не выслуживанием перед начальством, а хорошей подготовкой учащихся: в его классе всегда были победители физических олимпиад разного уровня, в том числе российских, часть выпускников уезжала поступать в столичные вузы. За успехи в профессиональной деятельности Владислав Тейтельман был удостоен звания заслуженного учителя РФ, награжден грамотами Министерства просвещения РСФСР, знаком отличника просвещения РФ и СССР, медалью ВДНХ, трижды удостоен международного гранта «Соросовский учитель», являлся лауреатом премии попечительского совета УлГУ.
Многие из его учеников стали физиками: это тот феномен, когда любовь к предмету у ученика формируется под влиянием авторитета Учителя. Среди его учеников два доктора наук и 27 кандидатов.
Авторитет Тейтельмана являлся дополнительным мощным средством эффективности обучения. Еще в прошлом веке Лозановым было доказано, что авторитет при обучении является основным суггестивным средством (суггестия - внушение) и имеет особый характер - он направлен на раскрытие ресурсов личности ученика: одна и та же мысль, высказанная людьми, обладающими различным авторитетом, воспринимается по-разному. Слово, исходящее из авторитетного источника, передает больше информации, личность становится более восприимчивой, а запоминание достигает уровня сверхзапоминания, которое связано с освобождением неиспользованных возможностей человеческой памяти.
Порой он был обидчив, но никогда не был занудой и обладал тонким чувством юмора. Ученики демонстрировали и гордились взаимопониманием с классным руководителем. Об этом свидетельствуют даже те посвящения, которые делались ему на выпускных вечерах, огоньках, юморинах, которые часто проводились в школе в то время.
Ниже приводится пример ремикса известной песни «Разлука», исполненной на «последнем звонке» выпускниками 1996 года. Добавлю, что ученики вышли с самодельной шарманкой (ящик с ручкой от мясорубки) и в невообразимых одеяниях.
Посвящение учителю физики Тейтельману Ремикс известной песни «Разлука» 1.Разлука, ты, разлука - чужая сторона.
Прощай, родная школа, прощай, наш Тейтельман!
2. Нас кличут «тейтельманцы». Не зря прозвали нас: Хотим быть в жизни этой похожими на Вас.
3. Эх, Владислав Семеныч! Как будем жить без Вас?
Уж новый класс набрали, но помните про нас!
4. И мы Вас не забудем, Вы - как отец родной.
Прощай, наш классный папа, прощай, наш дорогой.
5.Два года проучились, нас ждёт родной физтех.
Два года веселились, теперь - а ну вас всех!
6. Как много там доцентов и профессоров, Нас ждут на первом курсе Червон и Семенцов.
7. Дань уваженья платим мы всем профессорам, Но самый главный физик, конечно, Тейтельман!
8. Мы Вас не позабудем, Вы - как отец родной.
Прощай, наш классный папа, прощай, наш дорогой!
К сожалению, сейчас ничто не напоминает в кабинете физики о Тейтельмане в бывшей школе №40 (ныне МОУ «Лицей физики, математики и информатики №40 при УлГУ»). И только коллеги помнят и будут помнить удивительного учителя, пока живы, ибо до сих пор звучат на вахте слова: «Дайте ключ от кабинета Тейтельмана...».
Кроме того, 11 ноября, в день смерти Владислава Тейтельмана, зажгутся сотни свечей памяти Учителя, ибо каждому своему ученику он отдал частичку себя.

Роза ГУРИНА, доцент кафедры физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий УлГУ, учитель физики в физико-математических классах МОУ «Лицей физики, математики и информатики №40 при УлГУ», почетный работник общего образования РФ, дважды «Соросовский учитель» (1998 и 2000 гг.)



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz