UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 20 мая 2006 года №53(2782)


   НА ВИДУ 
Нехороший человек


Страна околдована Акуниным. Домохозяйки и пенсионеры, бизнес-леди и неформалы в метро, электричках и лимузинах все и везде читают его детективы. Серьезный исследователь японской культуры Григорий Чхартишвили свое творчество под псевдонимом Борис Акунин называет "литературным и деловым проектом". Псевдоним - ловкая игра, интересная Чхартишвили. 1956 - год рождения Чхартишвили год Обезьяны, 1998 - год рождения Акунина - год Тигра. Обезьяна не поддается магнетизму Тигра, над которым смеется. Вот и Чхартишвили говорит в интервью журналу "Огонек": "Я люблю играть. Когда был помоложе, играл в карты. Потом стал играть на компьютере в стратегии. А потом оказалось, что сочинение детективных романов - дело еще более увлекательное, чем игры с компьютером...".
      Примаков? Жириновский?
Когда еще никому не было известно, кто такой Акунин, делались самые невероятные предположения. Назывались самые разные имена - вплоть до Евгения Примакова и Владимира Жириновского. Сам Чхартишвили говорит: "Псевдоним мне понадобился потому, что товароведы в магазинах не смогли бы выговорить фамилию Чхартишвили". Вообще "аку-нин" по-японски означает "плохой человек", "негодяй". "Акунин - это злодей, но это не мелкий человек, это человек сильный. У него свои правила, которые он устанавливает для себя сам. Они не совпадают с предписаниями закона, но за свои правила акунин не пожалеет жизни, и потому он вызывает не только ненависть, но и уважение..." - высказался по этому поводу любимый герой Акунина Эраст Фандорин.
А некоторые видят в сочетании Б. Акунин некоторую издевку над знаменитым русским революционером и одним из крупнейших теоретиков анархизма Михаилом Бакуниным. Есть версия людей, знающих японский язык - бакунин - человек, прячущийся за ширмой.
Борис Акунин появился на свет сразу бородатым мужчиной цветущего возраста, около 1998 года - более точно сказать затруднительно. Появился, как ни странно, случайно.
Как-то господин Чхартишвили перевел для издателя Игоря Захарова биографию королевы Великобритании Елизаветы II. А через некоторое время, как свидетельствует издатель, Гриша позвонил и робко так сказал: "Я тут детектив написал...". И вот, 1 апреля 1998 года выходит первая книга Б.Акунина, в которую вошли два романа - "Азазель" и "Турецкий гамбит". Однако первоначально книгу раскупать не торопились. Оказалось, в том была вина издателя: акунинский дебют был испорчен плохим дизайном обложки. Аляповатая зеленая обложка, на которой были изображены карты, кровавая перчатка и что-то в том же роде, привлекала любителей вульгарного чтива, тех самых "как бы детективов", выпекаемых бесчисленными тиражами. Однако они, полистав книжку у прилавка, откладывали ее в сторону: язык какой-то старомодный, нет никаких драк и эротики - кому такая тягомотина нужна? А, как раз, тех читателей, для которых книга предназначалась, отпугивала броская и вульгарная обложка. Как только возник фирменный стильный дизайн книг про Фандорина - обложка с коллажами работ немецкого художника Макса Эрнста, - автор и читатель нашли друг друга.
      Заснул в казино
Писатель говорит, что тратит на работу как можно меньше времени, потому что катастрофически ленив от природы. Пишет два-три часа в день, за это время "в мозгу садится батарейка". А в остальное время встречается с друзьями, играет на компьютере. Только казино обходит стороной. Там с ним произошел позорный случай. Поехал в Баден-Баден, пошел в знаменитое казино, известное по "Игроку" Достоевского, и стал играть в рулетку. Выиграл на зеро, принесли кучу фишек, стал играть дальше и поймал себя на том, что клюет носом, засыпает. За зеленым столом! У Акунина противоударный, водонепроницаемый мобильник. Оказывается, не случайно.
- Я жутко рассеянный и все время их теряю. В этом мае потерял три телефона. Я вообще все теряю. У меня уже семь или восемь бумажников вытащили. Все время хожу и думаю о чем-то...
А рукописи никогда не теряли? - У меня была одна кошмарная история: стер по рассеянности почти готовый роман. Я все всегда дублировал на дискеты, но в этот раз убрал и с дискеты, и с жесткого диска. Меня спасла жена, которая боялась за мой компьютер, так как я мог скачать из сети вирусы, и скопировала почти законченный роман к себе на дискету.
      Личная тайна Акунина
Григорий Чхартишвили никого из посторонних не подпускает к своей личной жизни. Однако корреспондентам "КП" удалось выяснить, что первой женой знаменитого детективщика была японка. После того как Григорий окончил Институт стран Азии и Африки, став специалистом по Японии, он часто заходил в родной вуз. В это время, как говорят, там проходила стажировку очаровательная аспирантка-японка. Они познакомились, разговорились. Девушка буквально влюбилась в Россию, ее культуру, мечтала постичь загадочную русскую душу. Григория же привлекали загадки Востока: он расспрашивал о традициях, быте этой прекрасной страны. Вот так за разгадыванием тайн чужих стран они и сблизились. Настолько, что даже узаконили свои отношения, что по тем временам было смелостью необычайной. Правда, Чхартишвили держал свой брак в секрете. Ведь тогда, если выпускники института женились на иностранках, им часто запрещали работать по профессии - мол, а вдруг жена шпионка?! Но эта иностранка была все же "проверенной, надежной", как выразилась одна преподавательница - "советской японкой". После замужества она осталась жить в Москве.
Один однокурсник Акунина рассказал, что, когда после института он работал за границей, Григорий Шалвович на все праздники присылал ему из Москвы поздравительные открытки, которые обязательно подписывал вместе с молодой женой.
С женой-японкой Акунин, по слухам, прожил всего несколько лет. А потом, уже после расставания с ней, встретил свою теперешнюю жену Эрику.
- Она первый мой читатель, - рассказывал в интервью Чхартишвили. - Это для меня важно, потому что на ней я проверяю вещи, по поводу которых у меня есть сомнения. Если наши сомнения совпадают, значит, дело швах, не годится, надо переделывать. Кроме того, она редактирует мои книжки, она профессиональный редактор. Делает это очень хорошо.
Не говоря о том, что она сняла с меня все заботы, связанные с агентами, книжными издательствами, прессой и т. д.
      Гений - это урод
Чхартишвили не читает чужие детективы. Перестал это делать, когда сам стал писать. Считает это совершенно естественным, говорит, тот, кто работает на кондитерской фабрике, вряд ли захочет после смены есть конфеты. Это не последняя парадоксальная мысль писателя.
- Если после прочтения книги ты встретился с ее автором и восхитился: какой это человечище, - значит, это не такой уж хороший писатель. Как человек он лучше и интереснее, чем как автор. Понимаете, да? При знакомстве с хорошим писателем нормальная реакция разочарование, ибо лучшее, что в нем есть, это его тексты.
Кто же тогда, повашему, настоящий писатель? - Думаю, Гоголь, ибо личное знакомство с Николаем Васильевичем вряд ли могло доставить наслаждение. То же подозреваю и про Федора Михайловича. Да и про Пушкина говорят, что лучше было его читать, чем непосредственно общаться с Александром Сергеевичем.
По-моему, гений - это урод, горбун, обреченный всю жизнь тащить на себе бремя своего дара. Это не может не сказываться на нравственных качествах человека. Не помню, где именно, кажется в Талмуде, есть замечательная фраза о разнице между великой горой и великим человеком. Гора по мере приближения к ней становится все больше, а великий человек - все меньше...
      "Ф.М."
Десять дней назад в Москве состоялась презентация нового проекта Бориса Акунина под названием "Ф.М." . Двухтомный роман рассказывает о приключениях нашего современника Николаса Фандорина, внука Эраста Фандорина, который разыскивает потерянный вариант "Преступления и наказания", а также некий старинный перстень. В современный детектив врезана литературная мистификация.
Фигурирующая в книге повесть "Теорийка" это якобы первая версия романа "Преступление и наказание", написанная Достоевским как криминальная новелла в период острого безденежья. Акунин, по его словам, ничего не придумывает, кроме романной завязки. Все остальное - это игры в стиль. В столкновение, как он сам говорит, современного глянцевогламурного языка с языком XIX века.
Презентация была устроена с размахом: с бутафорским окровавленным топором, золотым перстнем с бриллиантом и охраной и настоящим Борисом Гребенщиковым. Новый роман Акунина нагружен интерактивными штучками: к нему прилагаются интернет-сайт с викторинами, тестами и конкурсами, стишокзагадка, премия самым умным читателям в виде ППП ("перстня Порфирия Петровича").
Писатель сообщил, что новая книга об Эрасте Фандорине выйдет уже в этом году.
Появятся также экранизации одного из романов о Пелагии и "Шпионского романа" из проекта "Жанр".
      Не писать или не заводить?
- Кто-то писал, что наступает время в жизни, когда следует избегать двух вещей, не заводить новые романы и не ссорить ся со старыми друзьями. У вас оно не на ступило? - спросил писателя корреспондент "Российской газеты".
- Не ссориться с друзьями, - до этого возраста я уже, кажется, дожил. А до того, чтобы не писать новые романы, - еще нет.
И тут ошибка вышла. Не заводить романы и не писать их, согласитесь, разные вещи. И на блестящего стилиста бывает проруха.
      Досье
Эссеист, литературный переводчик, беллетрист Григорий Шалвович Чхартишвили родился 20 мая 1956 года в Грузии. Отец - артиллерист, мама - учительница русского языка и литературы.
С 1958 года живет в Москве. Учился в школах №23 и 36. Под впечатлением от японского театра Кабуки поступил на историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки МГУ и стал японоведом. Работал заместителем главного редактора журнала "Иностранная литература", однако в начале октября 2000 года ушел оттуда, чтобы заниматься исключительно беллетристикой. Главный редактор 20-томной "Антологии японской литературы", председатель правления мегапроекта "Пушкинская библиотека" (Фонд Сороса). Автор книги "Писатель и самоубийство" (М.: Новое литературное обозрение, 1999), литературно-критических статей, переводов японской, американской и английской литературы (Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Корагессан Бойл, Кобо Абэ, Такако Такахаси, Малкольм Брэдбери, Питер Устинов и др.) и беллетристических произведений, написанных под псевдонимом Борис Акунин (романы и повести серий "Приключения Эраста Фандорина", "Приключения сестры Пелагии" и "Приключения магистра")". Составитель сборника наиболее ярких произведений современных западных беллетристов "Лекарство от скуки". Автор проекта "Жанры", в который вошли "Детская книга", "Шпионский роман" и "Фантастика". Суммарный тираж книг в России - 11 млн, за границей - больше миллиона, переводы осуществлены в 30 с лишним странах. По произведениям Акунина сняты фильмы "Азазель", "Турецкий гамбит" и "Статский советник". В 2000 году Борис Акунин был выдвинут на соискание премии "Smirnoff-Букер 2000" за "Коронацию", однако в число финалистов не вошел. В сентябре 2000 года на Московской книжной ярмарке был назван российским писателем года. Лауреат премии "Антибукер" за 2000 год за роман "Коронация".

Софья РЫЖОВА. При написании статьи использованы материалы интернет-сайтов: "rambler.ru", "izvestia.ru", "kp.ru", "gzt.ru", "fandorin.ru", "newsru.com", "lenta.ru", "jewish.ru", "rg.ru", "aif.ru".



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz