Подлее человека зверя не было и нет
Откуда в человеке злоба, и виновна ли в этом обезьяна?
Над разгадкой исконной сути «венца творения» бились и раньше, бьются и сейчас. Любопытный материал на эту тему представлен не так давно немецким журналом «Шпигель». Для российского читателя статью перевел партнер «Шпигеля» журнал «Профиль». Начинается с жизненного примера. Трехлетняя малышка ест, доставая из пакетика, сладкий мармелад. Потом говорит: «Все» - и отодвигает пакетик. «Значит, можно мне?» - спрашивает с надеждой ее пятилетняя сестренка. «Нет!» вскрикивает малышка, хватает пакет и судорожно набивает рот мармеладом. Лишь бы не досталось сестре. Откуда это в человеке? - вопрошают ученые. Приобретенное или перешло на генетическом уровне от предшественников, то есть обезьян? Если верно второе, злобность должна быть и у них тоже. С целью проверить эту мысль канадский исследователь Кейт Йенсен поставил в Лейпцигском зоопарке следующий эксперимент. Он смонтировал некое приспособление из канатов и двух передвигающихся столиков. Потянув левый канат, шимпанзе подтягивала к себе столик с бананами и могла есть их одна. Правым же канатом она приближала второй столик, брать еду с которого мог и сосед из рядом стоящей клетки (клетки были стеклянными). Зловредность, наверное, заставила бы в подобной ситуации дергать за левый канат и есть бананы в одиночку, но ничего подобного. Шимпанзе и не пыталась выбирать, пользовалась то одним канатом, то другим. Ей было важно получить пищу, желания обездолить сородича при этом не возникало. В отличие от человека, которому единственному в животном мире присуще чувство «чистой злобы» - это когда один вредит другому с целью «увидеть его страдания», цитирует автор статьи канадского ученого Кейта Йенсена. Иногда это выглядит совершенным безумием: ради того, чтобы досадить ближнему, человек готов терпеть даже лишения. Иллюстрируется подобная черта другим примером. Точнее, опытом. Участнику эксперимента давали 100 евро. Он мог поделиться деньгами со вторым участником, сколько отдать, решал сам. Если подарок того устраивал, деньги оставались у них. Если же второй участник отказывался брать свою долю, все деньги пропадали. Обоим это условие было известно. И что? Второй участник отказывался брать подарок, даже если он достигал 25 евро. Действует принцип: «Раз мне меньше, пусть лучше и тебе ничего не достанется». На следующих этапах первый участник увеличивал сумму подарка, и в этом исследователи увидели положительную роль злобы. По сути второй наказывал первого за жадность, воспитывая в нем чувство справедливости. Вот такой поворот, хотя тема эта, конечно, глубже.