UCOZ Реклама
компании отделка сайдингом . Ремонт цифровых фотоаппаратов Nikon Москва. Ремонт цифровых фотоаппаратов Sony Москва.

Свежий номер...

Вторник 21 марта 2006 года №29(2758)


Руины завода купца Голубкова:
восстановить или построить небоскреб?


Сотрудниками Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Родина В. И. Ленина" подготовлен к печати Каталог объектов культурного наследия Ульяновска, в котором собрана информация обо всех стоящих на охране и некоторых вновь выявленных памятниках истории, архитектуры и монументального искусства нашего города. Его выход в свет ожидается в ближайшее время. Однако это уже вряд ли спасет от разрушения старинное здание бывшего чугунолитейного завода Голубкова, расположенное на улице Транспортной, 54. Выведенное в 2005 году из эксплуатации и брошенное властями на произвол судьбы, оно быстро превратилось в притон для бомжей и наркоманов, стало местом "утилизации" бытовых отходов для живущих поблизости горожан.
Здание - один из немногих сохранившихся на сегодняшний день памятников промышленной архитектуры Симбирска второй половины XIX - начала ХХ века. Правда, в 1990 году поводом для постановки уникального объекта на государственную охрану послужило скорее его революционное прошлое. Дело в том, что на заводе долгое время работал слесарем Михаил Гимов (1886-1922) - член РСДРП(б) с 1905 года, председатель Симбирского губисполкома, член губкома РКП(б) в 1918-21 годах. Здесь им была организована нелегальная большевистская ячейка. После Февральской революции 1917 года на заводе был организован профессиональный союз металлистов и заводской комитет, а осенью того же года Тутский районный комитет РСДРП(б).
Здание находится на территории бывшей пригородной слободы Туть.
В 1880 году симбирский купец Голубков - известный изобретатель-самоучка - приобрел на 3-й Старой Инвалидной улице (ныне Транспортная) усадебное место с целью расширения чугунолитейного производства. К началу ХХ века, после того как неподалеку стали появляться объекты железнодорожной инфраструктуры (вокзал, депо, склады), предприимчивый Голубков возводит на усадьбе новый "заводской корпус... разделявшийся на две части - правую одноэтажную, с расположенным в ней литейным цехом, и левую двухэтажную, с расположенным на первом этаже токарным цехом и складом готовой продукции, и слесарным цехом, конторой и кабинетом директора - на втором". Но городрос, и вокруг завода стали появляться деревянные дома. На их фоне каменный двухэтажный заводской корпус с высокой печной трубой превратился в своеобразную вертикальную доминанту.
В начале XX века голубковский завод выпускал в год продукции на сумму около 20 тысяч рублей. Он был оборудован 15-сильной паровой машиной (локомобилем) и аналогичной мощности двигателем внутреннего сгорания, приводившими в действие 15 металлообрабатывающих станков.
Предприятие имело две вагранки, тигельный и кузнечный горны, паровой молот. На производстве насчитывалось до 200 рабочих, трудившихся в две смены, по 12 часов каждая. В годы первой мировой войны производственная мощность завода, безвозмездно переданного Голубковым Симбирскому военно-промышленному комитету, значительно увеличилась за счет выполнения военных заказов.
После установления в Симбирске советской власти бывший голубковский завод национализировали. Выпуск продукции на нем продолжался, хотя и в меньшем объеме. В 192030-е годы в здании завода располагались райком партии и фабричнозаводское училище, во время Великой Отечественной войны и последующие годы - железнодорожное училище № 1, преобразованное затем в ПТУ № 7 (ныне ПУ № 14). К концу 1940-х годов чугунолитейный завод прекратил свое функционирование по прямому назначению. Одноэтажная часть здания еще в 1936 году была надстроена вторым этажом, цеховые площади разгорожены под классные комнаты и лаборатории училища, которое размещалось в старом заводском корпусе до 1986 года.
Позже здание арендовали различные производственные и торговые фирмы, а в прошлом году Комитет по управлению городским имуществом принял решение о выводе "аварийного объекта из эксплуатации"...
Стены с выбитыми окнами и дверями, с провалившейся крышей и потолками на втором этаже - вот, собственно, и все, что осталось сегодня от памятника истории и архитектуры.
Сейчас специалисты Управления по делам культуры и искусства при правительстве Ульяновской области приступили к оформлению охранных обязательств, которые позволят перевести вопрос сохранения памятников из теоретической плоскости в практическую посредством передачи ценных исторических зданий в частные руки. А может быть, не стоит ломать копья и вкладывать деньги во вроде бы никому не нужные "руины", снести их и на освободившемся участке (весьма, надо сказать, приличном) построить пару-другую коттеджей или очередной "небоскреб"?..
Печально, если старинное заводское строение повторит судьбу другого чугунолитейного завода (купцов Андреевых), жалкие остатки которого пока еще можно увидеть на улице Кирова, 103.

Александр КУЗНЕЦОВ, научный сотрудник музея-заповедника "Родина В.И. Ленина".



[обратно...|обсудить статью]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz