UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 18 марта 2006 года №28(2757)


Американцы постояли и ушли


За плечами ульяновского подводника капитана 1 ранга Константина Морозова восемь автономных боевых походов. В общей сложности он прошел под водой более 40 тысяч миль.
О своей службе на подлодках он рассказал в канун столетия подводного флота России корреспонденту "СК".
      Опередили американцев на восемь часов
В 1966 году Константин Морозов окончил с отличием Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище и попросился служить на Камчатку. По распределению попал сначала на дизельную ракетную подлодку, потом служил на большом торпедном подводном крейсере.
- Однажды только пришли из автономного плавания, - вспоминает Константин Викторович (в море пробыли почти 60 суток), всего три дня отдохнули на берегу вместо положенного месяца, как ночью вновь тревога. Срочный выход в море. "Куда идем?" - спрашиваю. "На войну!" - ответил командир.
В 1972 году ухудшились отношения между Индией и Пакистаном. Конфликт перерос в самую настоящую войну. СССР тогда выступил на стороне Индии. Индийские военные моряки, в арсенале которых было несколько советских подлодок, успешно потопили почти весь военно-морской флот Пакистана.
Пакистан обратился за помощью к США. Американцы направили в Индийский океан свой атомный авианосец "Интерпрайз" в сопровождении нескольких надводных и подводных кораблей. Узнав об этом, руководство СССР решило перекрыть путь американской флотилии. Решено было увеличить присутствие советских военных кораблей в районе конфликта. Поэтому по тревоге в ту декабрьскую ночь подняли почти все боеспособные подразделения Тихоокеанского флота. Необходимо было за короткое время подойти к берегам Индии и занять боевые позиции.
Ночью подлодка Морозова вышла из бухты и взяла курс на Индийский океан. Шли полным ходом в надводном положении. Но второпях забыли взять необходимое количество топлива. Где-то у берегов Кореи топливо стало заканчиваться. Морозов доложил об этом командиру. Запросили экстренной помощи. Но командование флотом настоятельно требовало идти к Сингапуру: там стоит танкер, там и заправитесь. Механик Морозов предупредил, что до Сингапура подлодка не дотянет. Командир вновь вышел на связь со штабом. Тогда танкер направили к подлодке.
Только начали заправляться, в небе появились американские самолеты. Они подлетали близко и снимали лодку на фото- и кинокамеры.
Где-то в первых числах 1973 года подлодке разрешили пройти Сингапурский пролив.
По международному соглашению через этот пролив в сутки может пройти не более трех военных кораблей любых государств. В Сингапуре подводники пополнили запасы пресной воды. А когда в трюм вошел доктор, чтобы взять воду для анализа, офицер Морозов увидел у него несколько местных газет. На первой странице была изображена их подлодка во время заправки, рядом большими буквами на английском стоял заголовок: "Советские подводные лодки угрожают странам Африки".
В середине января подлодка подошла к берегам Индии. Стояла ночь.
Но пришел приказ из центра всплыть на рассвете с советским флагом. Еще рассветало, когда подлодка всплыла.
И тут раздался крик вахтенного: "На нас идет город!".
"Какой еще город? - чертыхнулся Морозов. - Может, лодку сносит течением к берегу?". Поднялся наверх и обомлел. Прямо на них шел американский монстр - авианосец "Интерпрайз".
На корабле заметили подлодку и остановились. Увидев советский флаг на рубке, американцы все поняли.
Началось великое противостояние.
Американцы не решались идти дальше.
Так и стояли друг против друга несколько дней. Морозов без бинокля прекрасно видел на палубе авианосца моряков. К вечеру второго дня винты авианосца заработали и корабль стал уходить. На прощанье американцы просигналили русским "Счастливого плавания".
- Они поняли, что мы можем и стрельнуть из лодки, - говорит Константин Морозов. - К тому же в том районе, как потом я узнал, на боевом дежурстве находилось еще 11 советских подлодок. Большая мощь. А потом нам рассказали, что американцы удивились, как это мы на дизельных подлодках пришли первыми к берегам Индии. Мы опередили их всего на восемь часов. Они считали нас героями. Ведь условия службы невыносимые: жара под 40, температура воды за бортом 30. А русские стоят.
      Девять - ноль
Американцы ушли. Индо-пакистанский конфликт разрешился, но подлодку Морозова послали не домой, а к берегам Сомали. Там произошел конфликт с Марокко из-за скота.
Большое стадо баранов перешло границу, и марокканцы захватили отару. В ответ на это сомалийцы потопили все их корабли, которые стояли на пирсе. Разбираться в конфликте тогда в Африку приезжал министр обороны Гречко. На всякий случай к берегам Сомали отправили несколько подлодок.
Судно, на котором служил Морозов, встало у пирса. В течение несколькихдней моряки ремонтировали корабль. А потом приехал консул и дал каждому подводнику по 1200 шиллингов (примерно 1200 советских рублей).
Деньги большие по тем временам! Весь личный состав сразу же отправился в город за покупками.
"Вокруг нищета, - вспоминает Константин Викторович. - Тем не менее где-то то и дело мелькали шикарные виллы с яхтами. Наших моряков везде встречали как победителей. В магазинах ни в чем им не отказывали".
Морозов накупил тогда много подарков жене, дочери. А моряки-срочники пачками набрали модные тогда газовые косынки.
Заглянул Константин Морозов в сомалийскую школу. Мальчики там учились отдельно от девочек. Запомнилось, что все они делали по свистку. Встать, сесть, к доске. Преподаватель не проронил ни слова.
Зашли в магазин имени В. И. Ленина. Его хозяин отлично говорил по-русски: закончил когда-то университет Дружбы народов. Он предложил набрать команду и сыграть в футбол - СССР против Сомали.
- Да разве можно было с ними играть? - вспоминает Константин Викторович. - Наши моряки после похода упитанные, еле двигаются. А сомалийцы все худые, носятся как угорелые по полю. Да еще жара под 50. Короче, мы проиграли 9:0.
      Перед носом "Александра Ульянова"
Однажды подлодку Морозова отправили к Алеутским островам, записывать шумы иностранных военных кораблей.
Шли третьи сутки похода. Вдруг прибегает кок и говорит: забыли соль. А без соли в такой ситуации - смерть: жара, все потные, врач, наоборот, рекомендовал подсаливать воду и пить. С другой стороны, всплывать нельзя. Если лодку засекут самолеты, командование флота вернет корабль на базу, и всему экипажу объявят выговор.
Что делать? Подняли перископы. Смотрят - идет сухогруз "Александр Ульянов".
Решили всплыть прямо перед носом корабля. На сухогрузе, увидев поднимающегося из глубины монстра без опознавательных знаков, сильно перепугались. Но командир лодки по рупору вызвал капитана сухогруза. Попросил разрешения подняться на борт. Капитан принял его. Закрывшись в каюте, командир лодки объяснил нелепость положения. Капитан сухогруза рассмеялся: "Да берите, сколько хотите соли!".
Командир лодки попросил, чтобы об этом никто не узнал. И его коллега сдержал обещание.
      Неправильное погружение
Однажды офицер Морозов чуть не утонул на подлодке. Как-то одного старпома только назначили командиром. Вышли в море. Вдруг - срочное погружение. А Морозов тогда в первом отсеке находился, проверял электропроводку. Хотел уже бежать к себе на боевой пост, так как именно он должен давать команды на погружение. Но тут лодку подбросило вверх, она встала под углом в 45о и начала тонуть.
Как потом выяснилось, старпом начал погружение по волне, поэтому корму лодки и подняло вверх.
Всех спас трюмный матрос. Он открыл клапаны продувания носовых цистерн. Лодка выскочила на поверхность как пробка. Морозов весь бледный забежал на боевой пост и объявил матросу благодарность. А потом зашел к командиру, снял рукавицы и, бросив их на стол, сказал: "Надо же, дураки пробиваются в командиры. Как ты мог?".
Правда, за это потом его вызывали в штаб, хотели отчитать, но Морозов рассказал все, как было, и дело замяли.

Арсений КОРОЛЕВ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz