UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 11 марта 2006 года №25(2754)


Перед столкновением стреляли


Следствие по делу о катастрофе летом 1983 года теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске рассматривало и версию о диверсии.
На прошлой неделе канал «Россия» показал документальный фильм о трагедии теплохода «Александр Суворов» в одном из створов волжского моста. Приоткрылись малоизвестные подробности той истории. Например, что среди причин катастрофы всерьез рассматривалась версия о диверсии.
В областной прокуратуре сегодня уже не работают сотрудники, которые занимались расследованием. Да и сами материалы этого громкого дела давно в архиве. Как сказал корреспонденту «СК» старший помощник прокурора области Василий Зима, ульяновские специалисты занимались этой трагедией лишь в первые дни, потом дело было передано следователям Генеральной прокуратуры СССР. Отрабатывалось тогда несколько версий, в том числе и диверсия. Но она не подтвердилась.
Почему же вдруг о ней заговорили сейчас?
Дело в том, что якобы перед самым столкновением с мостом некоторые ульяновцы слышали выстрелы на мосту и даже на самом теплоходе.
Стрельба, как оказалось, действительно была.
Стрелок ВОХРа, увидев, что теплоход идет не в свой пролет, решил остановить его. Начал стрелять вверх, чтобы привлечь внимание. Но на теплоходе гремела музыка, и поэтому ни один вахтенный выстрелов не услышал.
Версию диверсии следователи отрабатывали особенно тщательно. Были опрошены оставшиеся в живых пассажиры. Следователей интересовало все. Где пассажир находился в момент катастрофы? Если на верхней палубе, то почему? Не было ли на теплоходе людей, кто специально зазывал на верхнюю палубу перед самым мостом? Не находились ли в тот момент в рубке посторонние?
Может, кто-то «вырубил» вахтенных и направил судно в этот самый шестой пролет. Но все это не нашло подтверждения.
По официальной версии, попавшей потом в СМИ, дело было так. Стоял теплый июньский вечер, на верхней палубе в кинозале проходил вечер знакомств. В 22.45 «Александр Суворов» приблизился к ульяновскому мосту через Волгу.
В это время на мост выехал тяжелый железнодорожный состав. На вахте стояли штурман, он же старший помощник капитана Митенков, и молодой рулевой Уваров. Капитан«Суворова» Клейменов ушел в каюту отдыхать: ему предстояло нести вахту с 24.00 до 4.00.
Ударом о мост с теплохода, словно бритвой, срезало рубку и верхнюю палубу, изуродовало и смело в реку находившихся там людей. А сверху, из опрокинувшихся вагонов, на теплоход посыпались бревна, уголь, зерно. По инерции «Александр Суворов» прошел еще несколько сот метров и остановился. В репродукторах продолжала звучать музыка, и находившиеся на нижней палубе люди еще ничего не знали о катастрофе.
Первая помощь подоспела примерно через сорок минут. Пострадавших начали доставлять на берег, а потом в больницы. На следующий день к работе приступили водолазы, которые искали остатки рубки и верхней палубы, тела погибших, и в первую очередь тех, кто нес тогда вахту. Почти сразу же была выдвинута версия, что команда «Суворова» была поголовно пьяной, ведь накануне отмечали день рождения поварихи. Но в крови поднятых со дна реки тел Уварова и Митенкова следов алкоголя не обнаружили. Высвечивалась и вина железнодорожников, не обеспечивших установку на мосту четких и ясных сигнальных огней. Более того, именно на шестом пролете стояла будка путевого обходчика, издали напоминающая очертаниями сигнальный щит, который обозначает судоходный пролет.
Официальное следствие, которое проводила Генпрокуратура СССР, сделало вывод: в случившемся виноваты погибшие рулевой Уваров и старший помощник капитана Митенков, которые в тот момент несли вахту. А также отдыхавший в каюте капитан Клейменов, поскольку он за все отвечает. Суд приговорил его к десяти годам заключения. Он отсидел шесть лет, а потом был амнистирован. Умер в 1990 году от инфаркта.

Арсений КОРОЛЕВ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz