UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 29 июля 2006 года №82(2811)


Все побежали за деньгами...


В прошлую субботу «СК» опубликовал открытое письмо члена Общественной палаты Ульяновской области Геннадия Демочкина губернатору Сергею Морозову. Оно называлось «Глупо и безнравственно требовать от нищей культуры в нищей области увеличения платных услуг для бедняков!». Только за эту неделю на публикацию пришло немало откликов. Писали, звонили и в редакцию, и прямо Демочкину люди, небезразличные к культуре, нравственности, нематериальным ценностям. Из их мыслей и сложилась эта газетная страница. Получается, что дела в нашей культуре развиваются еще по более худшему сценарию, чем предполагалось. Сам губернатор был в это время в Москве, поэтому не мог отреагировать на публикацию. Не поступило на открытое письмо отклика и от чиновников. Но кое-какая реакция все- таки случилась: Геннадия Демочкина не позвали на очередное заседание Общественной палаты, которое проходило в минувший понедельник. Говорят, что случайно...
      Как девушку посылают на панель
Неделю назад я прочитала в «СК» очень горькую и правдивую статью. В последних строчках там было сказано: Т.Ф.Верещагина уходит с поста директора Художественного музея. Меня это очень огорчило. Я знала директоров этого музея в течение 50 лет (я поступила туда в 1955 году). Один из них закончил институт по механизации сельского хозяйства. Другой был бывший полковник. Были неудавшиеся партийные работники. Были профессиональные искусствоведы, ничего не понимающие в директорских делах. И когда я познакомилась с Т.Ф.Верещагиной (у нас были неспешные разговоры о музейных делах), меня приятно удивило разумное желание сделать что-то для музея. Предложения были достаточно трезвые, честные. Тогда я с радостью подумала: кажется, в первый раз порядочный человек будет на хорошем месте. Но увы... Что может сделать директор (даже самый хороший) для того, чтобы просто вести ремонт? Я знаю, что уже с 60-х годов роскошное арочное окно в центральном зале еле держится. Я знаю, что такое чинить крышу в музее. Это очень большие деньги. Откуда музею их взять? Я знаю, что Татьяна Федоровна пыталась приспособиться к новым условиям. Позволила провести в музее шамановский бал. (Попытка заработать на том, во что надо вкладывать.) Сейчас она подала в отставку. И я еще лучше думаю о ней. Очень переживаю за судьбу музея. Боюсь, что на посту директора Верещагину сменит человек, ничего не смыслящий в музейном деле, равнодушный к искусству, к людям. Сейчас культура Ульяновской области напоминает мне образованную, культурную, порядочную девушку, которая мало зарабатывает уроками музыки и которую ее родственник (в смазанных сапогах и в красной косоворотке) посылает на панель зарабатывать деньги. Наталья ХРАМЦОВА, искусствовед, бывший сотрудник Ульяновского художественного музея.
      Побежали за деньгами, а душу забросили
Считаю статью Г.Демочкина очень своевременной. Нам всем важно понять, что не все в жизни поддается денежному исчислению. Вложения, если можно так выразиться, в душу человека приносят богатые плоды, причем в сферах, где иногда эти плоды даже не ожидаешь. Не думаю, что поветрие заставлять нашу худосочную культуру из последних сил зарабатывать деньги идет с высших эшелонов власти. Нет, это местная выдумка, которая заставляет всех любыми мерами увеличивать бюджет. Этого делать, видимо, нельзя. Мы все сегодня побежали за деньгами, а душу забросили. Смотришь сейчас на то, как формируется бюджет, и даже не поймешь: кому, чего и сколько положено. К кому ни обратишься, у всех денег нет. Невозможно понять, до кого они все-таки доходят. По заявлениям губернатора, доходная часть бюджета увеличилась в два раза. Где эти деньги? Раз мы не видим их движения, то возникает мысль о их нецелевом использовании. Виктор ВАСИЛЬЕВ, в 1984-1990 гг. председатель Ульяновского горисполкома.
      Сюда надо вкладывать
В открытом письме Геннадия Демочкина упоминалось, что учреждениям культуры спускается план по оказанию платных услуг. Я бывал на стажировках в США и Канаде и в том числе интересовался, за счет чего финансируются учреждения культуры в развитых странах. Так вот платные услуги составляют там малую долю (не более десяти процентов) из всех получаемых средств. Причем эти услуги носят скорее рекламный характер. В небольших киосках и магазинчиках продается (при отсутствии налогов) разная сувенирная мелочевка. Самая большая доля средств на культуру (около половины) приходит от государства. Это гранты, программы, проекты, которые финансируются на конкурсной основе. Их очень много. И остальные деньги учреждения культуры получают от благотворительных фондов и частных пожертвований, которых тоже очень много. (Например, в Канаде общее количество фондов составляет 70000.) Причем средства, поступаемые от них, тоже не облагаются налогами. Эти источники финансирования позволяют содержать прекрасно технически оснащенные театры, музеи и галереи. Посетители там ходят толпами! Что же делать в нашей ситуации? Во-первых, государство (читай: область) должны озаботиться сохранением культурного наследия (в том числе зданий). Во-вторых, нужны вложения: в техническую оснащенность, в людей. (Для Художественного музея, где экспонируется только десятая часть картин, надо закладывать и строить новую галерею.) Ну и, конечно, надо искать (и находить) культуре попечителей. Вообще объекты культуры - библиотеки, театры, музеи прививают человеку чувство привязанности, гордости, патриотизма к месту, где он родился и живет. И просто удивительно, как этого не понимают нынешние власти предержащие. Виктор СИДОРЕНКО, директор Социально-делового центра. @Коммерция наступает
В областном совете ветеранов войны и труда был рассмотрен вопрос об основных направлениях культурной политики, использовании имеющихся культурных ресурсов и кадров этой сферы. Эти проблемы были подняты газетой «Симбирский курьер» в открытом письме губернатору Ульяновской области С.И.Морозову журналистом Г.Демочкиным «Глупо и безнравственно требовать от нищей культуры в нищей области увеличения платных услуг для бедняков!». Областной совет выразил полное согласие с этой публикацией и высказывает серьезную озабоченность как общей направленностью культурной политики, так и кадровой политикой этого департамента. Областной совет не может согласиться с тотальной коммерциализацией этой сферы, в результате чего основные ценности культуры становятся малодоступны для основной массы ульяновцев. Отмечено, что при решении вопросов культуры голоса видных деятелей культуры и общественности не берутся в расчет. Областной совет не может согласиться также с тем, что руководители культурных и музейных учреждений вынуждены подавать прошения об отставке. Георгий КУРНАКОВ, председатель областного совета ветеранов.
      Беречь строптивых
Меня очень волнует судьба нашего симфонического оркестра. Создавался он на наших глазах, и мы видели, как в течение десяти лет своей кропотливой, талантливой работой Эдуард Афанасьевич Серов превращал явно немузыкальный город в музыкальный Ульяновск. Он воспитывал себе зрителя, начиная с детсадовского возраста. Выступал в учебных заведениях, на предприятиях. В течение всего сезона работала (обнародованная еще в конце прошлого сезона) система абонементов - с очень большими скидками. А потом нас 30 лет отучали от всего этого. Случайные дирижеры, случайные гастролеры, случайные концерты... Кто что мог, тот то и играл. И это продолжается до сих пор. Так что душа за оркестр болит,сильно болит. И второе, за что я переживаю, - это городской центр авторской песни. Созданный на общей тогдашней волне, он знал моменты невиданного взлета - в 1979 году здесь проводился даже всесоюзный фестиваль. Было воспитано несколько поколений зрителей. На концерты приходили дедушки и бабушки с внуками, родители с детьми. Работала детская секция клуба авторской песни. Сейчас, похоже, мы тоже все это теряем. Здесь, конечно, нужны энтузиасты. Но этих энтузиастов надо беречь и всячески им помогать. А у нас взяли за моду: мешает человек, говорит не то, что нужно - его поскорее надо убрать. Ольга СОЛНЦЕВА, ветеран педагогического труда, кавалер ордена «Знак почета».
      Разговор на эту тему стоит продолжить
Посмотрите, что происходит! Деятелей культуры Ульяновской области В.А.Перфилова, Т.Ф.Верещагину, Л.В.Белозерову, О.Г.Шейпак теснят чиновники от культуры! Поистине «Умом Россию не понять»! Если бы наши чиновники «от культуры» были культурными по внутреннему содержанию, такту, государственному мышлению, они бы занимались радикальными вопросами укрепления культуры. На мой взгляд, необходимо создавать попечительские советы для библиотек, музеев, общественно-литературного и краеведческого журнала «Мономах». Надо привлечь к этому предпринимателей, директоров крупных предприятий. Дело это трудное и без поддержки губернатора и мэра города обречено на провал. Я в течение двух лет вношу в мэрию и городское управление культуры предложение создать при Центральной городской библиотеке им. И.А.Гончарова попечительский совет и, кроме пустых обещаний и отписок, ничего в ответ не получаю. Я не сомневаюсь, что и сейчас на обращение Г.Демочкина чиновники снова ответят отпиской и обещаниями. Вношу предложение губернатору и редакции «СК»: собрать всех, кто откликнется на обращение Г.Демочкина, равно как и руководителей культуры, для откровенного, широкого разговора и выработки единого подхода к вопросам укрепления и развития культуры в нашей области. Рудольф АЗБУКИН, председатель общественного библиотечного совета ЦГБ им. И.А.Гончарова, член редсовета журнала «Мономах». @«Надеюсь на лучшее»
Неделю назад зашел в литературныймузей «Дом Языковых». Застал там группу пожилых женщин, бывших детдомовок. Во время Великой Отечественной войны и несколько лет спустя здесь размещался детский дом №10, в котором они жили. Стыдно стало за современных ульяновских начальников: женщины увидели, в каком запустении находится родной для них дом. С потолков осыпалась штукатурка, стены облупились, отсырели и «украшены» грибком. А во время войны здесь было чисто и сухо, на полу лежали коврики. Накануне своего 100-летия и 200-летия со дня рождения И.А.Гончарова осыпается уникальный дом-памятник писателю на Венце, в котором размещены областные музеи. Ограда у здания проржавела, не раз падала и подвязывалась проволокой. Подчеркну: в таком состоянии содержатся главные областные музеи. А каково же сельским учреждениям культуры? Все это подмечают тысячи туристов, в том числе иностранцы, но «не видят» чиновники и депутаты. Так все и будет гибнуть и чахнуть, если общественность не добьется перелома в культурной политике властей. Денег на культуру им жалко. Между тем рост молодежной преступности в нашей области ужасает, как и лидерство по наркомании, СПИДу, алкоголизму. На содержание одного малолетнего преступника ежегодно государство вынуждено тратить 150 тысяч рублей, в целом миллиарды - на борьбу с социальными язвами. А на культуру - жалко. Я надеюсь на цивилизованный диалог заинтересованных сторон, хотя бы на разовый честный разговор губернатора с работниками культуры, педагогами, воспитателями без всякой чиновничьей цензуры, без подбора сервильной публики, всегда всем довольной и раболепной. Обращение Г.Демочкина я поддерживаю. Не нужно только сугубо гуманитарные, воспитательные проблемы превращать в политические, устраивать перебранки, в любой здоровой озабоченности состоянием сферы культуры и нравственности видеть происки врагов. Это лишь повредит благородному делу.

Сергей ПЕТРОВ, доцент УлГУ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz