У нас детские кресла в машинах - пока предмет роскоши. А вот после их обязательного введения, например, в Германии детская смертность в авариях снизилась в 3,5 раза. Теперь и Россия готова присоединиться к цивилизованному миру. С 1 января 2007 года применение детских кресел станет обязательным. В зависимости от возраста и веса ребенка кресла делят на четыре класса. В группы «0» и «0+» входят люльки, где младенец полулежит лицом против движения машины. Такое положение в пять раз безопаснее, чем по ходу: перегрузка в направлении «грудь-спина» переносится гораздо легче, вес распределяется по всей площади спинки. Кроме того, у младенца голова достигает 25% массы тела, тогда как у взрослого - около 6%: представьте себя в 20-килограммовом шлеме да еще при 30-кратной перегрузке! Люльки можно устанавливать как на заднем сиденье, так и на переднем, но только если автомобиль не оборудован фронтальной подушкой безопасности! Или она отключается иначе, сработав, подушка может покалечить малыша. Задействовать потенциально опасное переднее кресло разрешено лишь по одной причине - здесь за младенцем легче присматривать маме-водителю. Ранее против хода иногда устанавливали и кресла группы «1», но все современные модели старших групп ориентированы лицом по ходу автомобиля, иначе дети просто не хотят в них сидеть. Такие кресла устанавливают только на задних сиденьях и обычно крепят штатными трехточечными ремнями автомобиля. Недостаток такого решения - при аварии кресло достаточно сильно, до натяжения ремня, сдвигается вперед, совершая сложное вращательное и поперечное движение. В отличие от встроенных трехточечных ремней группы «0» в группах «1» и «2» используют пятиточечные; во всех случаях есть быстродействующий центральный замок, система подтягивания, предусмотрено несколько положений плечевых ветвей по высоте. В группе «3», а иногда «2» и даже «1» ребенка вместе с креслом пристегивают автомобильным трехточечным ремнем - это решение проще, обеспечивает лучшую продольную фиксацию, но меньшую площадь опоры и пригодно для уже окрепших детей. Наиболее надежна система «Изофикс» (Isofix), позволяющая жестко крепить детское кресло к кузову автомобиля. Один из вариантов сиденья группы «3», а иногда и «2» - бустер, то есть пенопластовая подушка в чехле, которая лишь позволяет усадить ребенка повыше, чтобы правильно расположить штатный ремень (на плече, а не шее). В Правилах нет точного определения «специального детского удерживающего устройства», зато туманно упоминается об «иных средствах», так что в крайнем случае подросшего ребенка можно усадить на плотную подушку, сложенное одеяло в чехле или что-то подобное. Разброс цен на детские кресла - от 1,5 тысячи рублей до 30 тысяч за навороченную модель из натуральной кожи. Наиболее же востребованы модели в диапазоне 46 тысяч рублей - вполне можно подобрать кресло любой группы. Как выбирать? Выбирая кресло, прислушайтесь к мнению ребенка - оно должно ему нравиться и быть удобным. Проверьте удобство и легкость регулировок кресла, а также четкость срабатывания замка и системы подтягивания ремней. Установите кресло в машину и сильно подергайте вперед и в стороны - при срабатывании инерционного замка на автомобильном ремне кресло не должно смещаться вперед больше чем на 10-15 см или заметно наклоняться набок. Дополнительная передняя опора в большей степени нужна при фиксации кресла автомобильным трехточечным ремнем.