UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 28 января 2006 года №9(2738)


   НА ВИДУ 
Солженицын без рекламы


Волна громких экранизаций, которые представили в последнее время федеральные телеканалы, захватила зрителей. Рейтинги "Идиота" и "Мастера и Маргариты" побили все рекорды. И многие остались недовольны: те образы, которые возникли у читателей, режиссеры фильмов воплотили по-своему. Достоевский и Булгаков претензии предъявить не могут, с живым классиком Солженицыным сложнее. Непросто и со зрителями, подуставшими от телекнижных разочарований. И все-таки телеканал "Россия", по словам его руководителей, рассчитывает на высокий рейтинг. Во-первых, уже при предварительном просмотре фильм понравился Солженицыну. Во-вторых, для публики привлекательно, что рекламы в нем будет, как обещано, не больше, чем в "Мастере и Маргарите". Скорее всего, смотреть начнут многие. А там - посмотрят.
      О чем роман
Молодой удачливый дипломат Володин через несколько дней улетает в Америку представлять в ООН Советский Союз. Идет декабрь 1949 года. Приказ уже подписан. На самом деле Володин готовится к предательству, он намерен перебежать к американцам. Чтобы не являться к новым хозяевам с пустыми руками, он звонит с телефона-автомата в американское посольство и сдает явку советского разведчика, который должен получить от агентов в НьюЙорке важные детали производства атомной бомбы. Володин не верит, что есть устройства, которые могут по голосу определить человека.
Но такую технику по указанию чекистов разрабатывали в подмосковной "шарашке" Марфино заключенные инженеры, ученые.
Действие романа в семьсот с лишним страниц охватывает всего три дня жизни Глеба Нержина (прототип самого Солженицына) и других зеков - интеллигентов на "шарашке". За это время зеки расшифруют голос дипломата-предателя. Вместо Нью-Йорка тот попадает в камеру Лубянки. А Глеб Нержин уходит по этапу в лагеря. "В ад мы едем. В ад мы возвращаемся, - говорит Нержин друзьям в финале. - А "шарашка" - высший, лучший, первый круг ада.
Это - почти рай". Отсюда и название романа.
      "Без водки читать нельзя"
Солженицын начал писать роман в казахстанской ссылке, в 1955 году, после работы в такой же шарашке. "Представьте себе Солженицына, который в 1955 году написал первую редакцию романа. Он тогда абсолютно не надеялся, что вообще кто-либо этот роман будет читать. Он его писал сразу в стол. Тогда он даже не думал, что сможет дать его друзьям прочесть.
Когда он уезжал в Ташкент в раковый корпус лечиться, то он все, что смог, спрятал с помощью своих ссыльных друзей, в том числе и роман. В тоненьких скрутках они были запиханы в бутылку из-под шампанского. Потому что у нее горлышко шире, чем у других бутылок. Все это было мелким-мелким луковым почерком...
Александр Исаевич написал книгу из своей жизни. Он написал книгу о том времени", - говорит жена Солженицына Наталья Дмитриевна.
После успеха повести "Один день Ивана Денисовича" в 1962 году писатель решил опубликовать роман. Прекрасно понимая, что сюжет про атомную бомбу цензура ни за что не пропустит, "исказил" рукопись. Предателем стал врач, передавший на Запад изобретенное им лекарство. Но даже такой облегченный и сокращенный вариант издать в СССР не удалось. Автор показывал его редактору "Нового мира" Александру Твардовскому. "Ваш роман без водки читать нельзя", - приводит слова тальной книге "Бодался теленок с дубом". Он пробовал читать главы из романа сотрудникам НИИ, пишет журнал "Власть". В 1965 году КГБ конфисковал роман вместе с другими произведениями Солженицына. Тогда он пошел по рукам в самиздате.
В 1968 году Александр Исаевич восстановил "В круге первом". Тогда он вышел на Западе, у нас - через 22 года.
"Судьба современных русских книг: если и выныривают, то ущипанные, - писал он. Так недавно было с булгаковским "Мастером" - перья потом доплывали. Так и с этим моим романом: чтобы дать ему хоть слабую жизнь, сметь показывать и отнести в редакцию, я сам его ужал и исказил, верней - разобрал и составил заново, и в таком-то виде он стал известен. И хотя теперь уже не нагонишь и не исправишь - а вот он подлинный. Впрочем, восстанавливая, я кое-что и усовершил: ведь тогда мне было сорок, а теперь пятьдесят".
      С третьей попытки
Зарубежные кинематографисты любят снимать о Солженицыне, экранизирована даже его нобелевская речь.Фильм Глеба Панфилова - не единственная попытка экранизировать роман "В круге первом". В 1973 году полуторачасовую картину по мотивам произведения снял режиссер Александр Форд. А в начале 80-х вышла двухсерийная франко-канадская лента, которую впоследствии показали и в России. Обе киноверсии оказались, по словам Солженицына, "ужасными".
Многосерийная лента Панфилова, черновой вариант которой уже частично просмотрел автор романа, удостоилась самых лестных его отзывов. Как свидетельствует супруга мэтра, фильм вызвал у него "радостные чувства", поскольку увиденное не только не противоречит его замыслу, но во многом даже развивает исходные образы.
Наталья Солженицына заявила на прессконференции: "Удивительно, но актеры даже внешне походят на прототипов своих героев, и внутренне все образы воссозданы верно...
Поражает и тщательность выбранных и показанных деталей. Получился несомненный художественный документ, который через годы станет учебным пособием... Можно поздравить Глеба Панфилова".
Доверие писателя к режиссеру выразилось и в том, что он согласился прочитать закадровый текст. "Надо сказать, что мне не сразу удалось убедить Александра Исаевича, - говорит Панфилов. - Сначала он наотрез отказался. Сказал, что голос его не тот, что он уже не молод, вот если бы лет пять назад... А я просто видел и слышал его голос".
Глеб Анатольевич впервые прочел роман, когда его автор уже был выслан за пределы СССР, в 1974 году. Смелый поступок по тем временам, когда лишь за то, что подержал в руках книгу опального Солженицына, можно было лишиться работы и положения в обществе. К середине 70-х Панфилову уже было, что терять.
Его режиссерская карьера могла оборваться в самом начале мирового признания: в 1969 году он получил приз Международного кинофестиваля в Локарно за ленту "В огне брода нет".
"Меня роман потряс совершенно содержанием, людьми, которые там описаны. И я для себя решил, что только лет через 300 другие поколения будут ставить фильм по этому роману у нас в России. В 2000-м году перечитал роман и, к великой радости, обнаружил, что он жив, также содержателен и, увы, актуален. Это живая книга о живых людях, о времени, о нашей стране, о том, что было", - говорит режиссер.
      Играл зека и Иудушку
Евгения Миронова на роль Нержина выбрал сам Солженицын. Два года назад он вручил актеру свою именную премию за роль князя Мышкина в "Идиоте". Однако во время работы у Миронова возникали трудности.
- Глеб Нержин очень уж положительный персонаж, какой-то даже кристальный, - говорил актер. - Чтобы лучше его понять, я напросился в гости к Александру Исаевичу Солженицыну, хотел увидеть в нем хоть какой-то изъян, детальку, на которой можно было бы построить образ". Никаких изъянов Солженицын Миронову не показал. Был мил и приветлив, поставил молодого актера в тупик, сказав: "Я рад, что меня тогда посадили. Без этих трудностей я бы не стал таким, какой я есть".
Играя человека строгих моральных правил, стоика, добровольно обрекшего себя на мучения в гулаговском аду, Евгений Миронов одновременно пытался репетировать роль Иудушки в спектакле "Господа Головлевы", но в итоге вживаться в два взаимоисключающих образа оказалось невозможно, и актер отодвинул репетиции в театре на месяц.
Глеб Панфилов, говоря об образе Нержина в картине, подчеркнул, что его всегда интересовали судьбы одаренных людей в критической ситуации, в конкретных исторических обстоятельствах. "Нержин выбирает лагерь вместо "шарашки" - это ключевая сцена для понимания этого героя, а для меня - и Александра Исаевича тоже".
"Ведь кто знал, что вот возьмет Александр Исаевич против всех, против государства, против всего государства, и победит в этой борьбе?
Фантастика! Это из области какой-то сказки. Но, тем не менее, это же случилось - значит, возможно", - это слова Евгения Миронова.
      Сталин боялся
Съемки фильма стартовали в декабре 2004 года и продлились шесть месяцев. Они проходили в дальнем Подмосковье, где были сняты виды "шарашки" - спецтюрьмы, в которой проходит большая часть действия романа. В павильонах "Мосфильма" были построены декорации "шарашки" и лубянской тюрьмы.
Во время съемок использовались подлинные предметы сталинской эпохи. К примеру, дача Сталина на Валдае, где он побывал всего один раз, - точная копия его кунцевской резиденции.
Попали в кадр несколько предметов, которых непосредственно касалисьруки вождя: чайник, чашка с блюдцем, сахарница - белый фарфор Ломоносовского завода, с нарисованным вручную гербом Советского Союза, а также юбилейная монета (50 чешских крон), выпущенная к 70-летию отца народов. Сталин хранил ее как реликвию - так же он берег и рассматривал свою краткую биографию, изданную к юбилею. Появится в кадре и стенографический отчет XV съезда ВКП(б), дополнение к письму Ленина о недостатках Сталина, которое в фильме генсек читает вслух, а затем убирает в сейф.
"Нам рассказали такую подробность. Он приехал на дачу, а туда ведет только одна дорога. Посмотрел и сказал: "Мышеловка". И уехал. Очень характерная черта - его страх", рассказывает Игорь Кваша, исполнитель роли Сталина. Эта роль для актера - особенная, ведь самые первые главы запретного романа Кваша получил лично из рук Солженицына. Это произошло в конце 60-х, когда театр "Современник" был на гастролях в Ленинграде. "Он шел в рваной куртке, с какой-то растрепанной бородой, обросший, тогда он ведь еще не носил бороду, - вспоминает артист. - Говорит, я вам кое-что принес. Мы зашли к Олегу Ефремову в номер, и он достал рукопись. Он очень четко говорил, кому давать, а кому не давать читать".
      Досье
29 января, в 21.00, телеканал "Россия" представит первый блок телефильма "В круге первом" по одноименному роману Александра Солженицына. За сценарий взялся сам писатель. Режиссер картины - Глеб Панфилов - автор "Начала", "В огне брода нет", "Вассы" и многих других картин, выпустив в 2000 году фильм "Романовы - венценосная семья", ничего не снимал пять лет. Главного героя, прототипом которого является сам Солженицын, сыграл Евгений Миронов. В проекте занято целое созвездие ведущих актеров отечественного кино. Игорь Скляр и Инна Чурикова, Михаил Кононов и Ольга Дроздова, Андрей Смирнов и Галина Тюнина, Альберт Филозов и Ксения Качалина, Владимир Конкин и Игорь Угольников. Дмитрий Певцов, чей дебют в кино пришелся на фильм Панфилова "Мать", снялся в одной из главных ролей - молодого дипломата Иннокентия Володина. Интересно будет увидеть Игоря Квашу в образе Сталина и Романа Мадянова - в роли главы МГБ Абакумова. Писатель Евгений Гришковец сыграл в фильме прозаика Галахова, свояка Володина. Создатели ждут, что зритель сумеет оценить и игру совсем молодых актеров - Нелли Уваровой, Сергея Карякина, Яны Есипович, Алексея Колубкова. Операторпостановщик экранизации "В круге первом" - Михаил Агранович, знакомый поклонникам кино по фильмам "Покаяние", "Мать", "Ищите женщину", "Змеелов". Художники-постановщики - Анатолий Панфилов и Константин Зубрилин ("Романовы", "Турецкий гамбит"). Музыку к сериалу написал Вадим Биберган, работавший с Панфиловым над фильмами "В огне брода нет", "Начало", "Прошу слова", "Васса", "Романовы". Все серии фильма имеют разный хронометраж, а не стандартные 52 минуты, как это обычно бывает у телесериалов.
Первые сдвоенные серии имеют общую продолжительность 1 час 40 минут (а первая длится 60 минут). Да и сам способ премьеры "В круге первом" - проект стартует не с традиционного понедельника, а в воскресенье в самый прайм-тайм, в 21.00,- достаточно нетипичен для нашего телевидения. А уже затем с понедельника по четверг в это же время канал "Россия" будет показывать по одной серии из оставшихся. Параллельно с основным действиемснимался фильм о фильме, который по традиции покажут публике.

Софья РЫЖОВА. При подготовке использованы материалы интернет-сайтов "Telegraf.by", "kp.ru", "Газета.ру", "Страна.ру", "RUTV", РИА "Новости", газет "Коммерсант", "Газета", "Российская газета".



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz