В Австрии 2006 год объявлен годом Моцарта, исполняется 250 лет со дня его рождения. Там его изображение можно встретить везде - на календарях, футболках, вывесках кафе, на леденцах с названием «Шарики Моцарта», пользующихся необыкновенной популярностью у туристов, на коктейлях, бутылках с пивом и вином, а также на колбасных изделиях, названных в честь юбиляра. Небывалой популярностью пользуются магазины одежды, где можно приобрести расшитый камзол или парик моцартовских времен. Моцарт стал брендом и символикой, как, например, символы Олимпиады. Кроме того, музыку Моцарта признали лечебной и выяснили, что произведения композитора помогают избавиться от многих психических расстройств. К 27 января в Вену съедутся высокопоставленные чиновники из многих стран мира. Ожидается, что особой популярностью у туристов будет пользоваться дом-музей композитора в Зальцбурге, где можно увидеть такие экспонаты, как пучок волос Моцарта, его скрипка, перламутровые пуговицы от его жилета, коробочка нюхательного табака, игральные карты. Чей череп? История жизни, а особенно смерти Вольфганга Амадея Моцарта полна загадок, начиная от традиционной «Кто его убил?» и заканчивая «Чей же череп находится в Зальцбурге?». Что касается первого вопроса, то в 1997 году в миланском главном зале Дворца юстиции прошло необычное судебное заседание, которое велось в точном соответствии с нормами нашего времени. Слушалось дело Сальери об отравлении им Моцарта. И сторона защиты этот процесс выиграла: Сальери был признан невиновным. А вот по второму пункту до сих пор много неясностей. Были сведения, что при захоронении композитора в общей могиле для бедных просвещенный могильщик как-то пометил гроб Моцарта. Позднее из этого помеченного гроба был извлечен череп, который могильщик с венского кладбища св. Марка подарил в 1842 году Якобу Хюртлю, который, в свою очередь, показал находку своему брату, профессору анатомии. Когда череп попал в Зальцбург, на родину композитора, первоначально австрийские специалисты с недоверием отнеслись к нему, однако поместили в хранилище. В наше время череп был извлечен из запасников и уже в качестве «черепа Моцарта» привлекал и привлекает толпы туристов. Находкой заинтересовался палеонтолог Готлиб Тихи, результаты исследований которого были опубликованы в прессе: форма округлая, характерная для жителей Южной Германии, принадлежал он маленькому, физически слабому мужчине в возрасте от 25 до 40 лет, однако объем черепной коробки - 1585 куб. см, то есть сравнительно большой. По методу Герасимова был восстановлен облик: круглое лицо, удлиненный нос и выдающаяся верхняя челюсть воссозданного портрета в основном прослеживаются на всех известных прижизненных изображениях самого Моцарта. Кроме того, совпадают низкий рост, слабое телосложение и крупная голова. И вот теперь специалисты решили поставить окончательную точку в этом вопросе. Ученые намерены сравнить ДНК одной из родственниц великого композитора с пробой из черепа в музейной экспозиции. Танцевали, чтобы согреться Сама его музыка говорит о том, что угрюмым гением Моцарт никогда не был. Рассказывали, например, что однажды некий высокопоставленный сановник решил побеседовать с маленьким Моцартом, уже снискавшим мировую славу. Но вот как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту «ты» - неудобно, слишком велика его слава, а сказать «вы» - слишком много чести для такого малыша... Поразмыслив, важный господин умильно и ласково спросил: «Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех?». Вольфганг ответил: «Я-то там бывал, сударь, но вот вас, признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не видел!». В двадцать шесть лет вопреки протестам своей семьи композитор женился на Констанце Вебер, дочери суфлера мангеймского оперного театра. От их счастливого брака появилось двое детей, которых Моцарт нежно любил. Конечно, повзрослевший Моцарт был уже другим человеком, но все же что-то в его характере оставалось от прежнего маленького гения. И свою Констанцу он полюбил именно потому, что они были в чем-то очень похожи: оба отличались легким и радостным отношением к жизни и постоянной готовностью к веселью. Однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: оказалось, таким образом супруги пытались согреться, поскольку денег на дрова у них не было. Рассказывают, что как-то летним вечером Моцарт с женой вышли на прогулку. Констанца обратила внимание на восхитительно одетую молодую венку. - Какая нарядная! - воскликнула она. - Мне больше всего на свете нравится ее пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут. - Хорошо, что тебе нравится именно бантик, - жизнерадостно отозвался Вольфганг. Потому что только на него у нас и хватит денег. В Ватикане раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского... Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры. Готов был ехать в Россию Как-то русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, что нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт - без заработка. И все-таки историки выяснили, что Моцарты связаны с Россией. Сын Вольфганга Моцарта - Франц Ксавер Моцарт - почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Во Львове он написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен. И по сей день во Львовской консерватории имени Лысенко звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Моцарта. Сальери сошел с ума Особая тема - взаимоотношения Моцарта и Сальери. Вот отрывок из книги Эдварда Радзинского «Моцарт». (Из письма пианиста К. барону Готфриду Ван Свитену.) «Я никогда не верил, что Сальери отравил Моцарта. Люди искусства склонны к завышенной самооценке... Если попросить любого из нас чистосердечно ответить на вопрос: «Кто самый-самый?» - почти каждый ответит: «Я!». Сальери был такой же эгоцентрик,как все мы. Тем более что в отличие от нас он имел все основания считать себя первым. Его превосходство было закреплено уже в его титуле: Первый Капельмейстер империи... Его обожали - и публика, и двор. Его признала Европа. Его опера «Тарар» шла при переполненных залах. А поставленный следом моцартовский «Дон Жуан» - провалился. И т.д. Неужели этот самовлюбленный музыкант, да к тому же итальянец... а музыка тогда считалась профессией итальянцев... мог признать первым какого-то неудачника и к тому же немца - Моцарта?.. Да еще настолько позавидовать ему - что отравить? Слухи об отравлении были после смерти Моцарта. Но только безумец мог их связывать с Сальери! Недаром сын Моцарта после смерти отца стал учеником Сальери. Вы скажете: «Но, говорят, через четверть века после смерти Моцарта сам Сальери признался священнику, что отравил Моцарта. После чего сошел с ума. И попытался перерезать себе горло». Если даже поверить в эти слухи, то все происходило совершенно наоборот: Сальери сначала сошел с ума, а потом уже объявил, что отравил Моцарта. Позвольте процитировать то, что писала тогда венская газета: «Нашему многоуважаемому Сальери никак не удается умереть. Его тело подвержено всем старческим слабостям. Разум покинул его. Говорят, даже в бреду больного воображения он винит себя в преждевременной смерти Моцарта. В этот вымысел не верит никто, кроме самого больного старика...». Кстати, в разговорных тетрадях Бетховена записано обо всем этом: «Пустая болтовня». Реквием Моцарт был уже болен, когда к нему явился «человек в черном» и заказал реквием. Обычно этот эпизод принято представлять как еще одну тайну из жизни гения. Но на самом деле к музыканту приходил управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. 15 ноября 1791г. он закончил Маленькую масонскую кантату. Его жена Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. 20 ноября Моцарт слег и через несколько дней почувствовал такую слабость, что принял причастие. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в «Dies irae» из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Друг Моцарта композитор Зюссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором. Досье Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, в семье придворного скрипача. Леопольд Моцарт был первым учителем сына. В четыре года Вольфганг сочинил концерт для клавесина, в пять - свободно играл на скрипке, органе и клавесине. В 1763 году Леопольд Моцарт с семьей отправляется в трехлетнее концертное турне; выступления его гениальных детей (старшая сестра Вольфганга была блестящей клавесинисткой) сопровождаются неизменным успехом в аристократических салонах Мюнхена, Франкфурта, Парижа, Лондона и других европейских городов. С 1767 по 1769 год семья проводит в Вене, где Вольфганг продолжает занятия с отцом и пишет ряд произведений (среди которых - торжественная месса, сонаты для скрипки и клавесина, симфонии, оперы «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна»). За время поездки по Италии (1769-1770 годы) он укрепляет свою репутацию великого виртуоза, много пишет (опера «Митридат, царь Понтийский» и др.). По возвращении в Зальцбург Моцарт поступает на службу к архиепископу в качестве концертмейстера придворного оркестра. Работа скрипача и клавесиниста отнимает много сил и времени, унизительны придирки капризного архиепископа. Это заставляет Моцарта покинуть Зальцбург. В 1781 году в Мюнхене с огромным успехом поставлен «Идоменей», и окрыленный успехом композитор расстается со службой. В сотрудничестве с либреттистом Лоренцо да Понте создаются «Свадьба Фигаро» (1786г.), «Дон Жуан» (1787г.), «Так поступают все» (1790г.). Последние годы жизни проходят в унизительной нужде. Последняя опера - «Волшебная флейта» - была закончена, когда композитор был смертельно болен. Завершением творческого пути Моцарта явился «Реквием». За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз - ревматически-воспалительная лихорадка). Умер он, не достигнув 36 лет. Был погребен в общей могиле на кладбище св. Марка.