Новый фильм Стивена Спилберга «Мюнхен: возмездие», что демонстрируется в киноцентре «Художественный», дает нечастую в последнее время возможность посмотреть кино, которое не кончается со словом «конец» на экране. Тут важно не упустить приятную возможность послевкусия или послефильмия, говоря языком кинематографии. Фильм снят по реальным событиям. Во время Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене одиннадцать израильских атлетов были взяты в заложники, а затем убиты палестинской террористической группировкой, известной как «Черный Сентябрь». Для возмездия израильское правительство послало группу агентов национальной разведки Моссад с заданием выследить и уничтожить ответственных за преступление. Акция мести, получившая кодовое название «Операция гнева Господня», стала одной из самых эффективных секретных операций в современной истории. Фильм, полный напряжения, живых и человечных подробностей, переносит зрителя в этот период ХХ века, резонирующий со многими событиями и эмоциями нашей современной жизни. В центре сюжета - личная трагедия молодого израильского патриота и офицера разведки Авнера (Эрик Бана), который возглавил и провел эту операцию. Он - агент Моссада, который стоит во главе этого своеобразного возмездия. Существует легенда, что Стивен Спилберг - это два режиссера в одном человеке. Один снимает блокбастеры, собирающие безумные деньги, а другого интересует коммерческое кино высочайшего класса, не рассчитанное на сверхприбыли, но успешно занимающее завидные места в рейтингах фильмов всех времен и народов. «Мюнхен» относится к Спилбергу, который снял «Список Шиндлера». Главные идеи его новой ленты: месть и мстительность, возмездие и искушение праведника. И если изначально месть за своих невинно замученных террористами соотечественников не подвергается сомнению, позже приходит другая мысль - стоило ли невольно проливать такое количество невинной крови, чтобы покарать нескольких нелюдей, действительно достойных возмездия? Вопрос остается открытым. Ответ ищите в кино. А вот один отзыв на фильм, опубликованный на интернет-сайте «kino.otzyv.ru»: «Очень сложно сразу определитьсяво мнении и в своем, личном, отношении к новому фильму Спилберга. Я думаю, что его работа - это, скорее всего, одна из попыток дать миру, всему человечеству мысль о необходимости отказа от террористических методов борьбы. Безусловно, Спилберг торопился закончить фильм до конца 2005 года, с тем, чтобы успеть выставить свою картину на номинацию «Оскар» 2006 года. Я думаю, что именно поэтому ряд сцен в картине получился не совсем полным и красочным. Но значение фильма осталось достаточно сильным, чтобы понять его сущность. В «Мюнхене» Спилберг продолжает свой диалог с человечеством о теме непримиримости зла, способного уничтожать целые народы и государства. За это мы должны очень часто расплачиваться жизнью своих близких. Вот, собственно, то самое главное, что ожидает увидеть в наших глазах великий Спилберг».