UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 26 августа 2006 года №94(2823)


«Пощечину общественному вкусу»
получили ульяновцы в минувший четверг


«Дохлая луна», «Ожирение роз», «Пощечина общественному вкусу» - все это будет в диковинку тем, кто еще не знаком с произведениями русских футуристов. Самый отъявленный двоечник остолбенеет, прочтя на обложке книги: «Заумная гнига», а корректоры пересмотрят свое критическое отношение к некоторым авторам, побывав на литературно-художественной выставке в Музее современного искусства имени Пластова. Экспонаты прибыли из Государственного музея Маяковского и Ульяновского художественного. Среди них – афиша Дворянского собрания, приглашающая посетить концерт поэтовфутуристов Василия Каменского, Давида Бурлюка и Владимира Маяковского. Эти авторы, а еще Алексей Крученых и Велимир Хлебников – в центре выставочного зала.
      «Простое как мычание» искусство
Фамилия Бурлюк какая-то булькающая, очень напоминает о хлюпающих лужах - главной музыке российских дорог, а заодно - о дураках, они всегда вспоминаются благодаря великому Гоголю при упоминании одной из наших бед.
Бурлюками называли в начале прошлого века всех, кто звал себя футуристом. Они считали себя поэтами и художниками будущего, а для нас сейчас они все равно футуристы. Это ж надо так умудриться идти всегда впереди времени! Выучившись в одной из лучших европейских школ живописи, Бурлюк сколотил вокруг себя дерзкий заговор футуристов. И сам писал стихи: «Каждый молод, молод, молод…». В них - неправильные рифмы, ударения и вообще слова, каких нет в природе.
Зато он первым назвал Маяковского гением, тот признался однажды: «Бурлюк сделал меня поэтом…». И Алексею Крученых Бурлюк подсказал его первый заумный стих, сыгравший с ним ту же роль, что с Малевичем - «Черный квадрат». Василий Каменский сначала летчик, потом поэт-футурист, когда ему отказали ноги и он не мог летать. Он тоже герой сегодняшней выставки в Ульяновске.
В выставочном зале Музея современного искусства - книги, изданные этими авторами. Иллюстрированные ими же или им подобными. Такие раритеты, подумать только - тираж некоторых из них 3-5 экземпляров. Часто - рукописные, иногда шрифт подбирался вручную, немыслимая игра шрифтов, иллюстрации к книгам - тоже чистый эксклюзив. В том и уникальность этих книг, где каждый листочек - произведение искусства, в котором текст и оформление слились воедино.
Написаны они были на какой попало бумаге, иногда даже на обоях. Подчеркивая идею выставки, а она посвящена надвигающемуся 100летию футуризма, листочки, из которых состояла одна из книг Хлебникова, расположились на наполовину раскатанном рулоне обоев.
Среди иллюстраций к ней рисунки Казимира Малевича - в подлиннике! На обложке одной из выставленных книг - сердце, пришпиленное… пуговицей, очень трогательно, на мой взгляд.
Придя на выставку, вы обнаружите не только книги, которые, по словам самих же футуристов, «читать в здравом уме возбраняется», но и картины - в основном из запасников нашего музея. Например, знаменитая «Беспредметная композиция» Ольги Розановой.
Третьяковка бы обзавидовалась, если б знала: у нее нет картин этой художницы.
      Не всем поход в музеи по карману
На открытие выставки приехали гости из Москвы. Особенно тепло встретили ульяновские музейщики директора музея Маяковского Светлану Стрижневу. Она приехала к нам спустя почти 40 лет после своего первого визита в Ульяновск. Наши музеи, по ее словам, ей очень нравятся своей самобытностью, она уже побывала во многих, поездка в Языково и Прислониху ей еще предстоит. О своем ощущении при виде картин Розановой в хранилищах ульяновского музея Стрижнева сказала одним словом: «Оторопела».
- Я всегда считала и считаю, что неверно называть футуризм направлением в искусстве, - сказала Светлана Ефимовна. - Все, кто входил в этот круг - художники, поэты - не только эстетически воспринимали то, что делалось ими, они сами были строителями жизни, ее философами.
Мы привезли к вам книги, которых практически никто не видел.
На вопрос о том, как искусствовед из Москвы относится к попыткам поставить музейное дело на одну доску с шоу-бизнесом, Стрижнева ответила, что это дешевый прием, пришедший с Запада. Но и там понимают, что нет ничего ценнее подлинности и красоты искусства, охраняемого музеями.
Поинтересовались ульяновские журналисты и насчет того, ходят ли москвичи в музеи или музейную тишину нарушают в основном приезжие. «Ходят, конечно, хоть и не так активно. Но одно меня поразило - в Международный день музеев мы сделали бесплатный вход для всех.
И то, что произошло, должно по идее обрадовать, но было печально видеть, как несколько тысяч людей рванули в выставочные залы. Выходит, не всем по карману это удовольствие».

Елена ЗЫКИНА.



[обратно...|обсудить статью]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz