Публикация во вторничном номере «СК» материала о некоторых впечатлениях от посещения открывшегося недавно торгового центра МЕТРО на улице Урицкого в Ульяновске имела резонанс. Как одобрительный, так и ироничный. Один из наших читателей прислал свой отзыв на интернет-сайт газеты, спросив, среди прочего, кто нам заплатил за статью, не из местных ли предпринимателей, дескать, кто-нибудь, чьи интересы ущемил приход МЕТРО? Сообщаем, что никто, то есть подозрения товарища безосновательны, хотя проблему он угадывает верно. Для ульяновского бизнеса работа МЕТРО вряд ли будет безобидной. Как и для региона в целом, но об этом чуть ниже. Читатель, брякнувший свою реплику на наш сайт, ходил в МЕТРО с карточкой и вышел оттуда, что называется, без претензий. Но он, возможно, просто не задумывался о «геморрое», который там можно «подхватить», заметил на это опытный экономист. На его взгляд, риск при посещении МЕТРО есть, причем у любого, кто туда идет. Часть покупателей располагает индивидуальной карточкой и вроде бы может быть спокойна, набирая товар себе домой. Это так и одновременно не так. МЕТРО не является магазином розничной продажи и даже вообще не является магазином в общепринятом и зафиксированном Правилами торговли смысле. По определению Правил, продавец - это лицо, физическое или юридическое, осуществляющее розничную реализацию товаров гражданам для их личных нужд. Для МЕТРО же все его клиенты - предприниматели, и поэтому всем им при приобретении чего-либо вместе с чеком там вручается счет-фактура. Счет-фактура означает, что товар продан с целью его дальнейшего использования в предпринимательской деятельности. Другими словами, для перепродажи и получения дохода. Теоретически покупателю-приобретателю товара налоговой инспекцией могут быть заданы вопросы, где он реализовал приобретенное в МЕТРО, какую прибыль получил и в каком размере уплатил с нее налоги. То есть человек окажется перед необходимостью доказывать, что энное количество пачек стирального порошка, вывезенного из МЕТРО, использованы им для личных нужд, а не перепроданы на углу с наценкой. Не исключено, что наш критик ходил в новый торговый центр с карточкой фирмы, в которой работает, и купил, скажем, для себя на свои личные нужды все тот же стиральный порошок. Порошок - для себя, но счет-фактура выписана на фирму. Строго говоря, указанный в ней товар должен быть фирмой оприходован и отражен в отчетности, вплоть до того, как он был потом использован. Если денег на порошок своему работнику фирма не выдавала, она ничего нигде не отражает и считает, что ей нечего опасаться. Однако остается вероятность, пусть опять же и чисто теоретическая, что налоговая задаст фирме вопрос, почему товар не попал в отчетность. Не является ли это признаком существования в фирме черной кассы, откуда работнику и были выданы деньги? Убеждая на днях со страниц ряда ульяновских газет предпринимателей в том, что инспекция физически не сможет всех проверить, апологет МЕТРО умолчал, что проверки могут быть и выборочными. Самый надежный вариант похода в МЕТРО, казалось бы, с карточкой фирмы, с целью закупки для нее товара, предназначенного, например, к продаже в маленьком розничном магазине. Но и тут в шкафу спрятан скелет. МЕТРО, как выше уже было сказано, не подпадает под действие Правил торговли, и на него не распространяется юрисдикция Закона «О защите прав потребителей». Иначе говоря, этот торговый центр не несет никакой ответственности за то, что продает. Если приобретенный там утюг продан потом магазинчиком гражданину и на второй день у него сломался, расхлебывать придется магазинчику, а не МЕТРО. Торговый центр ничего не примет назад и не вернет деньги. Компенсировать гражданину ущерб будет магазинчик. Утюг же владелец магазинчика волен деть куда хочет - отослать производителю и добиваться от него возврата денег или же выбросить в мусорный бак. По идее, владелец может вступить в спор и с МЕТРО, но только в арбитражном суде, потратив на процесс денег раз в 20 больше, чем стоит злополучный утюг. Как читатель, наверное, уже заметил, весь «геморрой» выпадает на долю клиента МЕТРО, а не самого МЕТРО. К нему - никаких вопросов. Его хозяева придумали хитроумный способ превращения товара в деньги. Способ кажется довольно скользким, но он, вероятно, - в рамках действующего законодательства. Одни эти счет-фактуры чего стоят! Реализуя товар практически не отличимым от розницы способом, МЕТРО, скорее всего, еще и возвращает из бюджета НДС, но это слишком сложная материя, чтобы в нее углубляться сейчас, в этой статье. Несмотря на все описанные выше «растяжки», МЕТРО наверняка отнимет часть клиентуры у ульяновских продавцов. И это проблема, молчать о которой было бы нечестно. Первым удар должны почувствовать на себе местные предприниматели-оптовики и работающие у них коллективы. Для них приход в область МЕТРО - обыкновенное вредительство властей. Не факт, что явление МЕТРО окажется благом и для экономики региона. Специалисты склонны считать, что ущерб превысит пользу. Любой, кто побывал в МЕТРО, может легко убедиться, изучив счет-фактуры, что адрес у этой компании московский. Там она зарегистрирована, там платит и львиную долю налогов. Туда выкачиваются из области и деньги, собираемые с ульяновских покупателей. От местных торговцев чтото перепадает все-таки и областной экономике. По крайней мере, здесь живут они сами, их семьи, родственники. Здесь работают, лечатся, учат детей, расходуют, одним словом, деньги. МЕТРО и Ко деньги только выкачивают. И, наверное, именно поэтому далеко не все регионы встречают их с распростертыми объятиями. Рассказывают как минимум о нескольких, к которым их власти не подпускают МЕТРО и другие иногородние торговые сети даже на пушечный выстрел. Сюда же их ведут, возможно, те, кому Ульяновск и область глубоко безразличны. Или есть еще такая версия: пропуском в регион сетям служат заурядные правда, очень большие - взятки. Но эта версия слишком груба даже на наш циничный журналистский взгляд.