Через 50 лет после падения бомбардировщик «ТБ-3» был поднят с горной гряды Чильтальд на Кольском полуострове, чтобы занять свое место в ульяновском музее авиации. Вместо этого вывезенные из Заполярья останки самолета были выкинуты на свалку нашего авиакомплекса. То, что впоследствии удалось найти сотрудникам музея, восстановить вряд ли удастся. В День авиации мы публикуем материал о практически уничтоженном авиационном раритете. Такого самолета нет ни в одном музее Не так давно мы побывали в музее УВАУ ГА - наблюдали за восстановлением легендарного самолета ПО-2, презентация которого состоится сегодня в 14.00 во дворе училища гражданской авиации. В том же ангаре, где стоял ПО-2, мы с интересом обнаружили куски еще какого-то самолета. Огромного, судя по размерам тех частей, которые сохранились. Олег Куликов, директор музея, пояснил, что это - остатки бомбардировщика «ТБ-3», самолета, которого нет ни в одном музее страны. Он мог бы появиться в экспозиции ульяновского музея, но получилось совсем по-другому. «ТБ-3» (то есть тяжелый бомбардировщик) или «АНТ-6» выпускали в Советском Союзе в 30-х годах прошлого века. Тогда он был современнейшей машиной и, по отзывам специалистов, во многом опережал иностранные аналоги. Правда, во время второй мировой войны стали очевидны и его недостатки - самолет был чересчур тяжел и обладал достаточно низкой скоростью, поэтому его легко сбивал противник. К сожалению, к тому моменту, когда в Советском Союзе началось повальное увлечение авиацией и стали собираться коллекции для авиамузеев, в том числе и для ульяновского, ни одного целого «ТБ-3» обнаружить не удалось. Но было найдено несколько бомбардировщиков, потерпевших катастрофы. За поисками следил и принимал в них участие Евгений Коноплев, журналист, много лет посвятивший авиации. В 2000 году он издал книгу «На край земли за самолетом», в которой рассказал и о судьбе «ТБ-3». Всего за время поисков он посетил несколько мест аварий бомбардировщика. Это были горная гряда Чильтальд на Кольском полуострове, Магадан, станция Плесецкая под Архангельском, остров Рудольфа в Северном Ледовитом океане, возвышенность Тиманский камень. В своей книге, рассказывая о «ТБ-3», Евгений Коноплев посетовал: «Надо было обо всех находках молчать». И было из-за чего. К примеру, сразу же, как только под Архангельском, в дремучем лесу, на территории исправительно-трудовой колонии, зеком был обнаружен «ТБ-3», его решили эвакуировать. Завладеть находкой захотел Музей военно-воздушных сил в Монино. Транспортировался самолет в спешке, без должной подготовки, а после доставки его части были просто свалены в кучу на территории музея. В результате такой перевозки восстановить бомбардировщик оказалось невозможно. Был виден подо льдом Также неудачей закончилась попытка найти «ТБ-3» на Земле Франца-Иосифа. Там в 1938 году погибли два бомбардировщика. Они оба участвовали в поисках пропавшего без вести в Арктике самолета экспедиции Леваневского. Леваневский, любимчик Сталина, взялся тогда проложить транспортный маршрут СССР-США на бомбардировщике ДВ-А. За девять месяцев поисков экспедиции несколько самолетов были раздавлены льдами и повреждены при посадке. Один из «ТБ-3» совершил посадку на острове Гуккера. Его когда-то собирались эвакуировать пароходом, но информации о том, что эвакуация состоялась, не было. Ходила легенда, что самолет был занесен снегом, снег потом слежался в лед и спустя 20 лет самолет мог быть виден на глубине нескольких метров подо льдом. Поверив этой легенде, в 80-х на остров Гуккера собрались энтузиасты. Но так ничего и не нашли. Растащили на садовые участки А вот «ТБ-3» на Кольском полуострове отыскали довольно легко. Он упал на гряду Чильтальд в конце 30-х, во время войны с Финляндией. Газета «Полярная звезда» 1987 года рассказывала о подъеме обломков бомбардировщика. Он с помощью вертолета и автотрейлеров был перенесен в Мурмаши, аэропорт Мурманска. Оттуда на «Антее» обломки перевезли в Ульяновск. Одновременно с подъемом самолета по всей стране начался сбор деталей и агрегатов для него. Их все тоже доставили в Ульяновск, где самолет по договору о реставрации отправили на авиапромышленный комплекс - чтобы лучшие специалисты занялись его восстановлением. Газета УАПК «Старт» от 10 июля 1989 года написала об итогах этого восстановления статью «Хроника спикировавшего бомбардировщика»: «Самолет, ...созданный гением А.Н. Туполева, закончил свое бренное существование недалеко от проспекта, названного в честь великого конструктора». Согласно расследованию, проведенному журналистом газеты, «ТБ-3», привезенный на авиакомплекс в сентябре 1988 года, в апреле 1989 был выкинут на свалку во время ленинского субботника. А до этого его растаскивали по кусочкам все кому не лень. Кто-то отрезал баки - для садового душа на дачу, кто-то просто свинтил прибор - для домашней коллекции раритетов. Остатки самолета, вывезенные на свалку, в итоге оказались в ангаре музея авиации.