UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 22 апреля 2006 года №43(2772)


«Сельдь стоит вывести за город»


На состоявшемся 13 апреля совещании у губернатора речь шла о благоустройстве набережной реки Свияги. В настоящее время проект градостроительного освоения поймы Свияги - один из наиболее амбициозных. Проблема в том, что река погибает, подвергаясь воздействию множества источников загрязнения. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос очистки стоков, которые сбрасываются в Свиягу, прежде всего ливневых, и ликвидация свалок по всей водоохранной зоне.
Если изначально планировалась грандиозная работа в городской черте, то теперь у губернатора возникла идея расширить этот проект до областной программы. На первый взгляд, все выглядит довольно симпатично. Но есть и серьезные опасения. Мы решили узнать мнение специалиста. Наш корреспондент беседует с председателем комитета по охране окружающей среды и природопользованию мэрии Ульяновска Андреем Салтыковым.
- Андрей Владимирович, что Вы думаете по поводу того, что проект из городского превращается в областной?
- Это вполне закономерно. Хорошо, что областная власть проявила интерес к проекту. Конечно, областные рамки для проекта тоже тесноваты. Это тот случай, когда надо принимать бассейновые соглашения, поскольку река - единая экологическая система, все попытки разделить ее на «вотчины» заранее обречены на неудачу. Программа должна быть межрегиональная, бассейновая.
Но, как говорится, старт дан - и это уже хорошо. Можно сказать, что на протяжении последних пяти лет проблемами Свияги никто всерьез не занимался. Природоохранные службы либо отсутствовали, либо были озабочены проблемами собственного выживания. Сейчас заканчивается реорганизация.
Природоохранные органы начали работать.
Имея это в виду, можно попробовать реализовать такой проект.
- Разработка проекта вскрыла и проблемные места. Лично Вас что-то настораживает?
- Проектом предложено спрямление русла реки в нескольких местах. Это очень смело нарисовано. На первый взгляд, решение довольно рациональное, но его экологические последствия абсолютно не просчитаны.
Скорее всего, экологическая экспертиза не поддержит данное предложение - во всяком случае, предполагаемую засыпку Свияжской Луки. Возможно, будет настаивать на сохранении ее как старичного русла с обязательной его прочисткой.
- А вывод за город реки Сельдь?
- Вывод за город реки Сельдь совершенно оправдан, поскольку Сельдь, втекая в Ульяновск, собирает все грязные стоки. Затем она впадает в Свиягу, а потом течет как бы навстречу себе уже в составе Свияги параллельно, но в обратную сторону. Если эту петлю спрямить еще до входа в промышленную зону, то выиграют все: Сельдь станет чище, а все стоки, которые попадают в нее сейчас в районе автозавода, останутся без разбавления. Они тем самым вскроют, обнаружат и разоблачат себя, что очень хорошо. Кроме того, освободится много полезной земли, которую можно будет впоследствии использовать под застройку.
- Так ли уж необходима, на Ваш взгляд, ликвидация плотины ТЭЦ-1?
- Сегодня плотина ТЭЦ-1 стала не нужна энергетикам, и они предлагают взять ее городу на баланс, если в этом есть необходимость. Если же нет - как-то надо ею распорядиться. Все почему-то полагают, что плотина враг с той точки зрения, что из-за нее происходят все подтопления, затопления, из-за нее теряются земли, но это только половина правды. Есть и обратная сторона медали. Если убрать плотину, то в засушливые годы вместо полноводной реки мы будем иметь в центре города маленький зловонный ручеек. А его донные отложения будут образовывать песчаные бури, состоящие из токсичных веществ, висящих над городом.
- Как правило, бизнесмены не настроены на длительное вложение капитала. А тут - долгосрочный проект, рассчитанный на 10- 15 лет...
- В ходе обсуждения лично у меня возникло стойкое опасение, что у многих градостроителей есть соблазн превратить Свиягу не в зону отдыха, а в коридор для коммуникаций, канализационных труб и дорог. Первое, что декларируют организаторы проекта - то, что это будет эколого-рекреационная зона с доминирующим профилем «отдых рекреация - оздоровление». Следовательно, основными должны быть социальные и спортивно-оздоровительные учреждения и объекты. Однако, прослушав все, о чем говорилось на совещании, можно прийти к выводу, что некоторые моменты, указанные в проекте, просто не пройдут экологическую экспертизу.
Есть опасение, что будут построены торговые центры и жилые дома на особо охраняемых природных территориях. Например (и это было полной неожиданностью!) - жилой микрорайон на территории экологического парка «Черное озеро». Это вещи в принципе несовместимые!
Уж очень все происходящее напоминает пресловутого троянского коня, внутри которого прячутся небоскребы для жилья, офисы... Сейчас Свияга выполняет роль аэродинамического коридора проветривания. Проходя через промышленное Засвияжье, через Железнодорожный район с юга на север, она вытягивает грязный воздух и закачивает свежий.
Если построить высотные здания вдоль Свияги, то аэродинамический коридор закроется. Подобную застройку уже пытались осуществить в советские времена, но тогда экологам удалось ее остановить. Сейчас пришло новое поколение архитекторов, которое пытается наступить, помоему, на те же грабли.
- Во время предварительного обсуждения предлагалось два варианта набережной: санкт-петербургский и минский. Потом возникли в качестве иллюстраций ялтинская и геленджикская набережные.
Что бы это значило?
- Что касается Ялты и Геленджика, подобные набережные - морские, такой проект может быть реализован на водохранилище, на Венце, но ни в коем случае не на реке. Малые реки для оборудования морской набережной не годятся. Вообще в мире существует три варианта обустройства малых рек, таких, как Свияга, проходящих в черте города.
Вариант первый - «дикий» Мне очень нравится этот вариант, когда река течет по городу, чистая, красивая, сохранен ландшафт.
В мире подобная набережная есть, например, в США, в штате Миннесота. Там есть заводи наподобие нашего Черного озера, ходят люди с биноклями, играют дети, на берегу построен прекрасный визитцентр. Фактически человек не вмешивается в жизнь экосистемы. При этом прекрасно организована охрана, много денег тратится на поддержание дикой природы. Строго говоря, это достаточно дорогое удовольствие. Дикая природа в городе должна быть абсолютно безопасной, чистой. Вряд ли Ульяновску это по карману.
Вариант второй - «предельно цивильный» Это когда все закатано в бетон типа Москвы и Питера. То, к чему сейчас пришли Чебоксары. Назовем его чебоксарский, поскольку географически это ближе к нам. Сейчас стало модно туда ездить перенимать опыт. С виду все очень красиво, но данный вариант - самый грязный в смысле экологии. Беда в том, что автомагистраль проходит непосредственно по бровке - а это поток транспорта, более 200 видов вредных веществ, шум, пыль...
Вариант третий - «умеренно цивильный» Минский вариант совершенно иной - спокойный, размеренный, трассы вынесены далеко от реки, чистые тротуарные покрытия, зеленые лужайки, городской цирк, низко сидящие (но не отвесные!) парапетные набережные, небольшой заповедник «Троицкое предместье». Парки следуют друг за другом, они словно нанизаны на реку, как бусинки на ниточку.С точки зрения экологической чистоты, данный вариант безупречен.
Именно этот вариант экологами уже давно избран для Свияги, они постепенно идут к его реализации.
Беседовала Елена ОГНЕВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz