UCOZ Реклама
http://33uslugi.ru/ - это еженедельная газета

Свежий номер...

Вторник 18 апреля 2006 года №41(2770)


Рейдеры - терминаторы от бизнеса


Вечная притча о том, что спокойно спит лишь тот, кто не имеет большого богатства, находит в наши дни новое подтверждение. Теперь бизнесмены в России опасаются не только быть обворованными, но и лишиться своего имущества путем недружественного поглощения.
Опасаются атак рейдеров " специалистов по поглощению и относительно честному захвату бизнеса.
      «Заглотить» дешевле, чем купить
Сегодня рейдерство расцвело в стране пышным цветом. Понятие «корпоративная гордость», появившееся на заре перестройки, все больше вытесняется другими - «корпоративный захват», «корпоративный шантаж». Последнее еще именуют гринмэйлом, когда бизнес-агрессор ставит цель не «отжать» предприятие у собственника, а получить откуп за отказ от своих дальнейших действий. Опасность подвергнуться атаке со стороны рейдеров угрожает любому стоящем активу недвижимости, земельному участку, оборудованию, выгодному контракту. Потенциальная жертва - любой бизнес. Сейчас атакам все чаще подвергается средний и малый бизнес, так как у него меньше возможностей для обороны. По оценкам экспертов, только в Москве ежегодно происходит порядка 900 корпоративных конфликтов, за большинством из которых стоят рейдеры. Не менее чем в двадцати процентах случаев захваты удаются. В России даже выходит специализированное ежемесячное издание «Слияния и поглощения», которое освещает в том числе тему корпоративных захватов.
Слово «рейд» в переводе с английского означает «набег». Цель у рейдерства в экономике одна - получить за малые деньги то, что стоит намного дороже, применяя все дозволенные, а порой и недозволенные способы. От «белых» и «серых» схем до откровенно «черных». Купив собственность официально, много и быстро на ней не заработаешь, а прибыльность операций рейдеров часто превышает карлмарксовские 300 процентов, за которые капитал рискует идти на любое преступление даже под страхом виселицы. Поэтому сегодня рейдеры хорошо вооружены и подготовлены.
Действует, как правило, группа, состоящая из квалифицированных юристов и экономистов, имеющая стартовый капитал для проведения своей операции.
Планы предполагаемых атак верстаются заранее. Сначала осуществляется сбор подробной информации о выбранном объекте - его финансовом состоянии, акционерах, реестродержателе, поставщиках, реализации продукции и т.п. Обязательно ищется компромат. Когда досье собрано, разрабатывается схема по недружественному поглощению предприятия. Затем начинается реализация, ведущая к смене владельца. Чаще всего действуют через скупку акций у мелких акционеров, доводя таким образом свой пакет (возможно, приобретенный заранее) до контрольного. В других случаях скупают долги предприятия или искусственно их создают и используют механизм банкротства. Рейдерской группе почти всегда необходим административный ресурс для своих действий поддержка в судах, во властных структурах. Очень хорошо иметь в захватываемой компании своего человека: чем выше его положение, тем лучше. Поэтому рейдеры стараются привлекать на свою сторону топменеджеров или просто внедрять в число акционеров нужных миноритариев.
Свой человек поможет и при сборе информации, и потом, когда настанет пора действовать. Тот же владелец двух сотых процента акций может вчинить предприятию какой-нибудь иск о нарушении своих прав и так заблокировать хоздеятельность с помощью исполнительного листа в обеспечение иска, что мало не покажется.
Задача рейдерской группы - провести практическую часть своего плана быстро и быстро же перепродать актив с выгодой для себя.
Вкладывать деньги в развитие предприятия рейдер не собирается. Порой ему нужны только здания или земельный участок под ними.
Случается, что рейдер захватывает лишь часть какого-то холдинга и не может сразу реализовать актив. Тогда через некоторое время возможен выпуск продукции под брендами, напоминающими торговые марки головного предприятия. Либо с целью перетащить часть покупателей головной компании к себе. Либо, сознательно выпуская некачественный товар, бросить на нее тень и все равно в итоге подорвать продажи. Корпоративный шантаж в действии. Но всегда для рейдера выгоднее быстро скинуть предприятие и отскочить в сторону.
Потенциальными жертвами для корпоративного захвата обычно становятся акционерные общества с распыленным уставным капиталом без доминирующего акционера, с просроченной более трех месяцев кредиторской задолженностью, или АО, выплачивающие хорошие дивиденды. Специалисты утверждают, что если вдруг оживились сделки купли-продажи с акциями вашего предприятия, к вам зачастили с налоговыми проверками, а некоторые акционеры донимают запросами по различным документам, то готовьтесь к возможной атаке рейдеров.
      Молочные превращения
Целью корпоративного захвата вполне может стать любое по величине предприятие в любой сфере деятельности. Недавно, например, центральные издания сообщали о рейдерской атаке на Российское физкультурноспортивное общество «Локомотив» из-за бренда и товарного знака. Якобы была изготовлена печать общественной организации, ею заверены протоколы о переизбрании руководящих органов, а затем заблокированы банковские счета «Локомотива». Однако в Москве сегодня стало труднее осуществлять захваты, поэтому рейдеры активно интересуются регионами.
В Ульяновской области похожие попытки тоже иногда вылезают на свет. Несколько лет назад, например, шла непонятная возня вокруг местных нефтедобывающих предприятий. Напоминают рейдерскую схему действий и события вокруг активов ЗАО «Агропромышленный союз «Алев», начавшиеся в прошлом году.
Зарегистрированное в Димитровграде ЗАО «Алев» существует уже около десяти лет, занимается переработкой молока и сои. В его структуру входили три производственные площадки: предприятие в Димитровграде, маслосырзавод «Кошкинский» и ОАО «Красноярское молоко». Два последних расположены в Самарской области. ЗАО неплохо развивалось, наращивало выпуск продукции, обороты росли.
И вдруг в 2005 году неожиданно для собственников компании контрольный пакет акций «Красноярского молока» («КМ») оказался у генерального директора «КМ» и ЗАО «Алев» Сергея Колотьева. Он объявил, что начинает управлять предприятием в Красном Яре. Как же так? Ведь консолидированный пакет акций «КМ», принадлежащий владельцам «Алева», составлял более 40 процентов. У гендиректора было около 20 процентов. А еще 40 процентов находились у миноритарных акционеров, в основном среди местных сельхозпредприятий, поставлявших на «КМ» молоко. Но оказалось, что акции у миноритариев к тому времени были уже скуплены.
По закону приобретение новых акций действующими акционерами должно одобряться общим собранием акционеров. Собственники так и не припомнили, когда проходили подобные собрания, однако протоколы с подписями, как ни странно, имелись. Обратились к реестродержателю: что в реестре? И там все чинно: Колотьеву принадлежит более 60 процентов акций, он фактический хозяин.
Скупить 40 процентов акций в одиночку и все правильно оформить - непросто. Для такой операции нужна рейдерская группа. Есть версия, что такая существует и возглавляет ее некто Стрепков. ЗАО «Алев» еще относительно повезло, что на «КМ» существовали обременения по имуществу - оборудование находится в залоге.
Поэтому сразу перепродать красноярское предприятие новые собственники не смогли. Процесс вообще забуксовал. В арбитражах Самарской области рассматриваются дела насчет подлинности протоколов собраний акционеров. Кредиты «КМ» получить не может. Растут долги за поставку сырья. Сколько такая ситуация продлится непонятно. Но любая затяжка любому рейдеру невыгодна: ведь он ждет быстрой отдачи от вложенных денег.
Пока же на прилавках появились пачки масла, изготовленного в Красном Яре, но с характерным изображением кошек на упаковке и надписью «ООО «Кошкинское». В фольгу с похожим рисунком масло упаковывают и на маслосырзаводе « К о ш к и н с к и й » , только он не ООО, а ОАО. Однако станет ли покупатель дотошно разбираться, он вообще может подумать, что дизайн упаковки изменили. А Центр научных исследований и экспертиз Российского государственного института интеллектуальной собственности тем временем сделал заключение, что новая упаковка совпадает с товарным знаком продукции из Кошек до степени смешения. Это при судебных разбирательствах играет не в пользу «КМ».
По некоторым данным, желая разрубить затягивающийся гордиев узел проблемы, старые и новые собственники «КМ» начали переговоры о дальнейшей судьбе предприятия. Выход видится один: кто-то должен продать свой пакет акций другому. Но кто и почем? Для этого требуется идти на уступки. Удастся ли договориться о них сторонам?
Тем временем работающее сегодня лишь на оборотных средствах«КМ» чувствует себя все хуже, и не исключено, что может прийти к банкротству.
Предприятие и без того требовало дополнительных инвестиций: ведь переработка всего 40-50 тонн молока в сутки путь к угасанию. Что в таком случае будет с людьми? Вряд ли задумывались об этом скупавшие акции.
      Защищайся, обременяясь
Вопрос, как защититься от рейдерства, все острее встает в России. Способы предлагают разные. Например - обременение имущества предприятий, затрудняющее захват и уменьшающее привлекательность объекта, снижающее ликвидность недвижимости. Обременение (залог оборудования), кстати, как раз и затормозило процесс на «Красноярском молоке».
Наиболее распространенными видами обременения в целях защиты имущества являются доверительное управление, залог и аренда. Все они служат стесняющими условиями для собственника при осуществлении своих прав, поэтому становятся палками в колесах для рейдера. Схема реализации залога сложнее, но зато вполне официально оставляет имущество у залогодателя. В любом случае обременять свою собственность в целях защиты необходимо только с помощью дружественной компании (желательно подконтрольной собственнику), иначе никакого смысла в такой защите нет.
А прошлогодние события в ЗАО «Алев», например, подтолкнули компанию к еще одному способу превентивных мер: более пристальному изучению своего персонала. К слову сказать, бывший гендиректор «Алева» Колотьев сейчас, говорят, возглавляет Региональный инвестиционный центр. Сфера деятельности - привлечение инвестиций в экономику.
Значит, имеется доступ к существенной информации о предприятиях региона.

Константин ЖУКОВ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz