UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 15 апреля 2006 года №40(2769)


Покупка - поступок,
который требует специальной подготовки


Эпоха товарного изобилия предъявляет повышенные требования к информированности потребителя. Покупка, по мнению специалистов - экологов, биологов, врачей, - давно превратилась из безобидного действия в поступок, требующий ответственности и осмотрительности. В особенности это касается приобретения продуктов питания. Ведь недаром сказано, что человек состоит из того, что он ест.
А последнее время тревожных сообщений о претензиях к качеству продуктов питания становится все больше.
На прошедшей неделе Роспотребнадзор запретил ввоз на территорию России грузинских и молдавских вин, а главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко завизировал письмо с предписанием импортерам изъять из оборота алкогольную продукцию, уже ввезенную из Грузии и Молдавии.
Напомним, что в марте 2006 года территориальные отделения Роспотребнадзора начали проверку алкогольной продукции из нескольких странпоставщиков. И оказалось, что половина молдавских и грузинских вин не соответствует нормативам по вкусу, запаху, цвету, прозрачности, а также по физико-химическим показателям (крепость, присутствие железа, индекс токсичности и пестициды). Исходя из этого Онищенко потребовал прекратить поставки в Россию вин и виноматериалов из этих двух стран. И с 27 марта запрет был введен. Позже вето распространилось и на коньяки.
«Те спиртосодержащие растворы, которые бутилируются и позиционируются как вино, - говорит Онищенко, не соответствуют заявленному качеству и ценности». По его словам, «до этого мы вели разговор о безопасности продукции, а сейчас мы вводим в оборот понятие ответственности за обман потребителей». Это не первое ограничение, которое наши специалисты накладывают на ввозимую продукцию. Все помнят дело о «ножках Буша» и украинском мясе, которые вызвали обоснованные претензии российского Санэпидемнадзора.
Соседи из Евросоюза тоже не отстают. За последний год в странах-участницах Европейского Союза ощутимо возросло количество продуктов, которые угрожают здоровью и безопасности потребителей, говорится в распространенном недавно Еврокомиссией сообщении. Депутаты Европарламента проголосовали за ужесточение контроля над содержанием в продуктах трансгенных компонентов, или генетически модифицированных организмов (ГМО). Экологические организации, протестующие против импорта в Евросоюз искусственных продуктов, считают это победой: по новым правилам содержание ГМО в пище не может теперь превышать 0,5 % от общей массы. К тому же обязательной маркировке отныне подлежат все продукты, произведенные из ГМО.
Экологи считают, что содержащиеся в пище новые белки могут стать причиной аллергии, призывают к более тщательному тестированию таких продуктов, предсказывают негативные последствия их использования в пищу через десятки лет.
Кстати, бдительный российский Санэпиднадзор еще в 2002 году выпустил постановление, обязывающее маркировать продукты, содержащие более пяти процентов так называемых ГМ-источников, однако до сих пор строчки «содержит генно-модифицированные источники», или просто «ГМИ», появляются на продуктах крайне редко. По подсчетам потребительских организаций, на российском рынке сейчас присутствует 52 наименования продуктов, содержащих более пяти процентов ГМО (организмов), но не промаркированных. Это, прежде всего, мясные продукты - сосиски и вареная колбаса.
Пока производители не готовы честно информировать население о генетически модифицированных особенностях своей «кухни», подспорьем для осторожных потребителей могут стать ежегодные отчеты международных экологических организаций. Признанными экспертами в этой области в России считаются Центр экологической политики России, Общенациональная ассоциация генетической безопасности и Российское отделение «Гринпис».
В октябре 2005 года российский «Гринпис» опубликовал «черный список», который содержал информацию о производителях, использующих генетически модифицированные ингредиенты. Среди них оказались семь компаний, которые публично заявили о том, что не будут использовать ГМИ, но, как показала выборочная проверка их продукции, свое обещание не выполняют. Это ОАО «Дарья Полуфабрикаты» (торговая марка «Дарья»), МПЗ «Кампомос», ПК ЗАО «Корона», МЛ «Микояновский», ОАО «Челны Холод», ОАО «Царицыно», ОАО «Лианозовский колбасный завод».
Самый высокий процент модифицированной сои обнаружен в вареной колбасе «Телячья традиционная» производства Черкизовского завода. Вообще в продукции Черкизовского, как и в продукции компании DHVS (торговая марка «Ролтон»), наиболее часто обнаруживались генетически модифицированные компоненты. Кроме того, эксперты «Гринпис» составили еще два списка: в «оранжевый» попали те компании, которые не скрывают от потребителей факт применения ГМИ в выпускаемой ими продукции, а в «зеленый» - производители, обоснованно заявляющие о том, что они не используют трансгены.
Экологи считают применение трансгенов в продуктах питания потенциально опасным. «Их широкое производство и продажа по сути являются глобальным экспериментом на населении всей страны. Уже сейчас необходимо ввести единую маркировку на продуктах питания с ГМИ и запретить их использование в детском питании», - считает Наталья Олефиренко, координатор генетической программы «Гринпис».
Ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, доктор биологических наук Ирина Ермакова, исследуя проблему опасности продуктов с ГМИ, выявила достаточно тревожные факты. По ее словам, у крыс, в корм которыхдобавляли ГМИ, повысился уровень смертности потомства. Более того, у животных были отмечены аномалии развития, такие, как малый вес, излишняя агрессивность, как потомства, так и кормящих самок - они переставали заботиться о своем потомстве.
«Причины таких аномалий - именно в ГМ-корме, - сказала Ирина Ермакова. - По окончании эксперимента морфологи института исследовали внутренние органы крыс. У них были обнаружены изменения в печени и семенниках. Заметим, что по своей морфологии и биохимии крысы очень похожи на человека. Именно поэтому этих животных часто используют в лабораторных экспериментах».
Специалисты уверены, что потребителям можно и нужно бороться с трансгенными продуктами уже сейчас, что называется, на бытовом уровне, предъявляя претензии к продавцу. Если у потребителя есть доказательство того, что от него была сокрыта информация о составе продукта, то согласно статье 12 Закона «О защите прав потребителей» он может написать заявление о расторжении договора купли-продажи и о возврате уплаченных денег. Продавец, таким образом, соберет информацию от потребителей, выставит претензии изготовителю и компенсирует свои издержки, которые он понес из-за расторжения договоров со стороны потребителей. Этот механизм позволяет любому жителю России не обращаться «в Москву» (ведь именно столичным компаниям сегодня принадлежат не только московские, но и многие местные пищевые предприятия), к изготовителю пельменей или колбасы, а к тому продавцу, который ему эти продукты продал. И дальше уже этот продавец пусть сам разбирается со своим поставщиком, а поставщик разбирается с изготовителем.
На первый взгляд, все это может показаться достаточно сложным. Но наше время требует от потребителя профессионального поведения. В противном случае товарное многообразие из блага превращается в потенциальную опасность. Противостоять ей могут только подготовленные и информированные люди, готовые отстаивать свои права.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz