UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 13 апреля 2006 года №39(2768)


Горькая «домашняя»
литургия для хора и органа была исполнена 9 апреля в областной филармонии


Культурные события в провинции, как правило, и масштаб имеют провинциальный. Казалось бы, чего можно ждать от города, где зимой даже снег с улиц не убирают? И все же иногда в Симбирске случаются прорывы не только водопроводов, но и прорывы творческого духа. Таким событием можно считать первое в городе исполнение «Демественной литургии» Александра Гречанинова. В прошлое воскресенье в зале филармонии ее исполнили хор «CANTUS FIRMUS» под управлением Александра Додосова (на снимке слева), ульяновский тенор Владимир Малахов и солист Ульяновской областной филармонии органист Александр Титов.
Услышит или нет ульяновская публика то или иное произведение, зачастую зависит от того, удастся или нет исполнителям достать ноты. Александр Титов (на снимке справа), инициатор концерта, добыл партитуру этой литургии у своих коллег. «Редко исполняется и редкая по качеству», так объяснил Титов выбор произведения. В преддверии Пасхи литургия эта была более чем уместна.
Непривычное ее название - «Демественная» - означает в переводе с греческого всего лишь «домашняя».
Изначально у композитора родился замысел: сочинить что-нибудь для любителей, для которых «большое удовольствие - сесть за фортепиано и попеть что-нибудь из церковной музыки». С этой целью он написал песнопение «Святый Боже», потом увлекся и развернул свой замысел в многочастную литургию.
«Я писал ее осенью 1917 года во время большевистского восстания в Москве, - писал Гречанинов в книге своих воспоминаний «Моя жизнь». Горьковатость музыки... и объясняется ужасными переживаниями, связанными с этой эпохой. Каждый раз, когда мне приходится слышать эту литургию, передо мной встают картины пережитых жутких дней...».
Впервые в России «Демественная литургия» была исполнена весной 1918 года, в очень сложное для отечественной культуры время: жизнь в России тогда была настолько непредсказуема и жестока, что в своей книге композитор называет ее периодом «злосчастного существования» (в 1925 году Гречанинов все-таки эмигрировал во Францию). Произведение прозвучало в редакции для тенора и струнного оркестра, органа, арфы и челесты - совершенно неканонический состав для православнойлитургии! Гречанинов объяснял новаторство в своих духовных сочинениях тем, что на определенном этапе исчерпал «все технические возможности, какие только может дать хор a capella». Александр Титов подтверждает, что орган в этом произведении - не просто аккомпанирующий инструмент, он имеет самостоятельную роль и «равные права» с хором.
«А попробуйте заговорить с православным о введении в нашу церковь органа, он вас сочтет за великого грешника и еретика», - писал Гречанинов, и, похоже, за последние сто лет ничего не изменилось в отношении православных иерархов к органу. С большой долей уверенности можно предположить, что их подозрительное отношение к органу объясняется желанием сохранить в своей первозданности каноническую православную литургию. Поэтому орган, непременный атрибут католического и протестантского храма, скорее всего, рассматривается ими как принадлежность «чуждой» религии, как инструмент влияния западных конфессий на традиционную русскую паству, как инструмент для развлечения, а не для молитвы. Александр Титов сетует, что из-за такого подхода православные лишаются огромного массива интереснейшей западной музыки. Сам Гречанинов написал полемическую статью «О духе церковных песнопений», где доказывал: если музыка точно соответствует содержанию духовного текста, то она и сама будет «в духе».
Концерт в филармонии получился исключительно светским мероприятием: священников местной епархии культурное событие не привлекло, хотя «Демественная литургия» - это не только очень интересная музыка с богатейшей гармонией, это по сути гимн православной вере. Последняя часть произведения - прямое, торжествующее прославление Руси православной.
Впрочем, по словам Александра Титова, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл дал свое благословение отцу Олегу: тот должен был петь с хором, но заболел, и эта честь перешла Владимиру Малахову.
Органист Титов остался очень доволен выступлением хора «CANTUS FIRMUS», он считает его лучшим хором в городе, а Александра Додосова «выдающимся музыкантом, замечательным хормейстером, тонко чувствующим стиль». Додосов со своим коллективом (который состоит изучащихся и выпускников детской школы искусств №10) в какой-то мере совершили христианский подвиг: они подготовили это сложное произведение к исполнению в рекордные сроки, причем у них было только три репетиции с органом. Это объясняется не только загруженностью музыкантов, но и чисто материальными причинами: чтобы привезти хор из нового города в филармонию, нужны средства. Впрочем, Титов обещает, что «литургия» исполняется в Ульяновске не последний раз.
Сегодня мы наблюдаем возвращение музыки Гречанинова в концертные залы. Во вступительном слове музыковед Ирина Кривошеева предположила, что «Демественная литургия» исполняется в России впервые с 1918 года. Но это не так. Литургия не забыта, в чем легко убедиться, зайдя в интернет: только в конце прошлого года ее исполнили: в Саратове - Саратовский губернский театр хоровой музыки, мужской хор «Victoria» и Архиерейский мужской хор Свято-Духовского кафедрального собора; в Тюмени - камерный хор «Ренессанс»; в январе этого года - Певческая Капелла в Санкт-Петербурге; в эти дни литургия прозвучит в зале Государственной консерватории в Москве, солист - звезда мировой величины Владимир Атлантов. Так что ульяновские музыканты правильно уловили тенденцию.
Александр Титов, который уже давно взял на себя миссию музыкального просвещения в городе, мечтает исполнить «Вселенскую мессу» Гречанинова.
«Назвал я ее «Oecumenica», то есть «Вселенская», потому что в ней я соединил попевки православной церкви, грегорианские и еврейские с текстом католической литургии», - писал об этом произведении автор. Кажется, Додосова и его хор снова ждет интересная работа.

Сергей ГОГИН.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz