Французы называют Жан-Поля Бельмондо именем Бебель (с ударением, естественно, на втором слоге). Оно образовано от слова bebe, то есть "дитя", "малыш", и первого слога фамилии Бельмондо (это самое "бель" можно перевести как "прекрасный"). Получается что-то вроде "прекрасного ребенка", одним словом, баловня. Итальянцы же дали ему прозвище Урод. Бельмондо смолоду не был красавцем: перебитый нос (след занятий боксом), вывороченные губы. Но обаяние действительно делает его неотразимым, а с годами его облик приобретает благородный шарм. Особую страницу в жизни Бельмондо занимают отношения с другом-соперником Аленом Делоном, с которым они дружили в юности, снимались вместе в фильме "Борсалино", но поссорились, не поделив славы, а в 1997 г. вновь встретились на съемочной площадке у Патриса Леконта, снимавшего ленту "Полшанса", где французы сталкиваются с русской мафией. У Бельмондо не сложились отношения с Каннским кинофестивалем, он ни разу не удостоился его призов, но у него есть другая почетная награда - орден Почетного легиона. Режиссер Жан-Пьер Мельвиль назвал Бебеля самым большим открытием кинематографа после Жерара Филипа. Из боксеров в артисты Сын известного французского скульптора Поля Бельмондо (у него есть примесь итальянской крови - отсюда такая фамилия) был и бунтарем, и баловнем. Семья профессора изящных искусств и классическое воспитание не помешали юному Жан-Полю увлечься таким видом спорта, как бокс (что весьма пригодилось потом, когда Бельмондо в качестве экранного супермена или жестокого полицейского не раз размахивал кулаками, побеждая соперников). Творческие гены все-таки заставили обратиться к театру, изучать драматическое искусство в Парижской консерватории, выступать на сцене - и не без определенного успеха. Дебют в кино состоялся в 1957 г. в картине "Воскресенье. Мы будем воровать". Бельмондо уже был достаточно уверенным в себе актером, когда его познакомили с новичком в кинематографе режиссером Жан-Люком Годаром, и актер не без колебаний согласился сняться в его короткометражке "Шарлотта и ее хахаль". Бельмондо и не предполагал, что роль в картине "На последнем дыхании" (1960) войдет в историю кино, а сам фильм будет объявлен манифестом "новой волны". Через много лет, в 1997 году, в рекламе "Мартини" был повторен характерный жест Бельмондо в этой роли, как он проводил большим пальцем по губе - знак безусловной и неувядаемой "культовости" фильма. После выхода "На последнем дыхании" у Бельмондо не было отбоя от приглашений сниматься. Он был уверен, что это ненадолго, и поэтому первые несколько лет принимал все предложения. "Я сразу же согласился поехать поработать в Италию, - вспоминает он. - Вчера я был никем, а сегодня оказался в объятиях Софии Лорен, Клаудии Кардинале и Джины Лоллобриджиды! Когда я приехал в Рим, в газетах меня назвали il brutto. Я тотчас же возгордился: il brutto, наверное, значит l- brute - "зверь"! А потом мне сказали, что il brutto значит "некрасивый"! В первый же день съемок мне нужно было целоваться с Софией Лорен в "Чочаре". Представляете себе, семь часов утра, я только что с поезда, не проспался, а тут такая женщина! Для меня это было как во сне, этих людей я видел на страницах "Cinemonde" и вдруг - стою рядом с ними. Я видел, как люди целуют ноги Софии и Джины, как тысячные толпы сходят с ума от одного их вида. Конечно, они были настоящими звездами!" Бельмондо никогда не заигрывал с Голливудом и не стремился сниматься в американских фильмах. "В 60-70-е годы все наперебой кричали, что мне нужно пробиваться в Голливуд, - вспоминает он. - Когда мою физиономию напечатали на обложке журнала "Life" и написали "французский любовник", народ и вовсе оборзел. Агент сказал, чтобы я на время бросил сниматься и усиленно учил английский. Но у меня нет любви к иностранным языкам, да и что я забыл там, в Америке? Мне и дома хорошо. Они же не дадут мне роли, написанной для Стива Маккуина, а изображать "французиков" и "итальяшек" мне не хотелось. И потом, я видел, как они там работают в Америке - когда снимался у Лелюша в фильме "Мужчина, который мне нравится". Здесь я привык, что на съемках весело, а там никто не смеялся, все сосредоточенно работали на пределе сил и возможностей. Конечно, путешествие в Америку было приятным. Мы с Анни Жирардо и Клодом Лелюшем побывали во многих местах, ездили на машине, летали над Большим каньоном". В конце 70-х - начале 80-х актер снялся в нескольких коммерческих лентах подряд - боевиках "Полицейский или бандит", "Воришка-неудачник", "Профессионал", "Ас из асов" и других. И все стали суперхитами. "Критики совсем ополоумели - они же ненавидят, когда кому-то улыбается удача, - вспоминает Бельмондо. - Особенно их раздражали мои трусы в горошек в "Воришке". Конечно, когда по всему городу развешаны афиши, где герой в трусах, это бьет по глазам еще сильнее, чем голые красотки". Апогеем стал "Ас из асов": фильм собрал 72 тысячи зрителей за первый день показа (во Франции статистика ведется не по сумме сборов, а по кинопосещениям), и создателей "Аса" обвинили в том, что они... "украли" аудиторию у проблемной ленты "Комната в городе", которая вышла в то же время. Бельмондо ответил критикам ледяным молчанием, но позже признавался, что обиднее всего ему было это противопоставление коллегам. В середине 80-х его стали называть каскадером. Мол, Бельмондо выдохся как актер, он не способен ни на что, кроме головокружительных трюков. "Не понимаю, почему их так раздражало то, что я сам делаю трюки, - пожимал плечами Бельмондо. - Сегодня они готовы мне за это рукоплескать. Я не перестану самостоятельно исполнять трюки, пока у меня будут силы. И не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление. Просто мне это нравится. Я всегда соглашался болтаться на веревке, привязанной к вертолету - у меня не бывает головокружений, я знаю, что меня страхуют, куча приятных воспоминаний остается. Ну где еще я мог бить машины и не попадать в полицию, как не на съемках? Мне приятно, зрителям нравится, ну чего еще нужно?" Однако гораздо позже новый поворот судьбы (а если честно - несчастный случай на съемках картины "Грабеж" в 1985 году, после чего актеру стало трудно самому выполнять опасные трюки и сниматься в "крутых боевиках") опять привел Бельмондо в театр. И в кино, отказываясь от амплуа суперменов и переходя на возрастные роли (перелом произошел как раз в "Баловне судьбы", что сразу было отмечено премией "Сезар", но Жан-Поль Бельмондо не явился на церемонию, объяснив, что единственной наградой для себя считает только любовь публики), теперь снимается гораздо реже, стремясь сильнее подчеркивать драматизм судеб своих героев, пусть и не знающих покоя на склоне лет. Четыре его женщины При расставании первая жена Жан-Поля Бельмондо сказала: "Когда я узнала о твоей измене, то выплакала столько слез, что они заполнили бы бездонный колодец". Жан-Поль встретился с юной балериной Рене Констан, сам он называл ее Элоди, на вечеринке у друзей. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Элоди родила ему троих детей. Они никогда не скандалили, не ссорились, и даже растущая популярность Бельмондо не стала испытанием для их отношений. Увы, супружеской идиллии суждено было внезапно закончиться, когда на съемках Жан-Поль влюбился в свою партнершу, томную и сексуальную Урсулу Андресс. Их роман начался, когда съемочная группа ужинала в ресторане. Когда Жан-Поль рассказал свой первый анекдот, Урсула так расхохоталась, что у нее... слетели накладные ресницы. Вспоминая о своем возлюбленном, с которым она прожила семь лет, Урсула Андресс признается: "После того как мы расстались, я утратила чувство юмора и почти перестала улыбаться". В сентябре 1966 года Элоди наконец-то подала на развод. Все поражались странному поведению обманутой женщины: ее спокойствию и дружелюбию по отношению к изменнику. Вскоре после развода Элоди встретила другого мужчину. Но как бы ни складывалась в дальнейшем личная жизнь, Элоди и Жан-Поль вместе воспитывали детей, созванивались чуть ли не каждый вечер, писали друг другу письма и делали подарки. В 80-м году ЖанПоль влюбился в экзотическую молодую красотку из Бразилии Карлос Соттомайор. Их совместная жизнь ограничилась все теми же роковыми семью годами. Они колесили по миру, занимались подводным плаванием и собирали ракушки. Жан-Поль обязан Карлос сумасшедшей привязанностью к крошечной собачке породы йоркшир по имени Майя. Кстати, благодаря Майе Бельмондо встретил свою последнюю любовь, бывшую танцовщицу мюзик-холла Натали Тардивель. На теннисный матч в Ролан-Гарросе 24-летняя блондинка пришла, как и Жан-Поль, со своим любимым йоркширом по имени Калипсо. Бельмондо его тотчас же заметил, ведь он уже много недель безуспешно искал Майе друга-мальчика. Неожиданное известие, что Калипсо тоже девочка и любовь с Майей у нее не получится, ничуть не огорчила Жан-Поля - к тому времени он уже был без ума от ее хозяйки. В 2002 году Бельмондо женился на Натали, а в следующем году, когда актеру исполнилось 70, у него родилась дочь Стелла. Хочет, чтобы называли дубом Нельзя сказать, что возраст не дает себя знать. Первый раз Бельмондо был госпитализирован в 1995 году с тромбозом ноги. Второй - в ноябре 1999 года в городе Бресте: тогда его прямо со сцены вынесли на руках в машину "скорой помощи" с диагнозом "острая сердечная недостаточность". В середине августа 2001 года из Корсики пришла тревожная весть: Бельмондо испытал сильный приступ головной боли и должен быть госпитализирован. Через полчаса последовало новое сообщение - у Бельмондо случился ишемический инсульт. Он произошел на вилле, которую артист снимал в небольшом городке Люмио. Прибывшие пожарныеспасатели, которые во Франции выполняют роль Службы скорой помощи, сработали четко. Они тут же решили эвакуировать пациента в административный центр Корсики - Бастию, а оттуда на специальном самолете - в Париж, в клинику Сен-Жозеф. Как говорили врачи, лечившие Бельмондо, именно эта оперативность и спасла жизнь артисту. Поначалу Бельмондо даже не мог говорить и пытался объясняться только жестами. Однако его организм - организм профессионального боксера и человека, регулярно занимающегося спортом, - взял верх над болезнью. Бельмондо заявил в интервью журналу "Пари-Матч", что он предпочитает, чтобы его называли "дубом". Эта традиция берет свое название с того времени, когда он снимался с такими известными актерами, как Лино Вентура, Фернандель, Ванель. "Для меня они были "дубами" и "стариками", спустя много лет я сам стал таким же, - сказал он. - А дубы гнутся, но не ломаются. Вот почему я не обижаюсь, когда меня кто-то тоже называет "дубом". Досье Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года во Франции, в Нюилли-сюр-Сена. Учился на курсах драматического искусства и в Парижской консерватории, у Дюкса и Жирара, потом работал в различных театрах. Сниматься начал с 1956 года. Известность Бельмондо принесла главная роль в фильме Жан-Люка Годара "На последнем дыхании" (1959), и с тех пор его имя вошло в историю кинематографа: к началу 1970-х годов он стал ключевой фигурой кино "новой волны" и одним из ведущих актеров Европы. Жан-Поль Бельмондо снимался у признанных мастеров режиссуры - у Филиппа де Брока в "Человеке из Рио" (1965), у Франсуа Трюффо в "Миссисипской русалке" (1969), у Жака Дере в "Борсалино" (1970), у Алена Рене и Жоржа Семпруна в "Стависки". Всего в его арсенале более 70 ролей. В последнее время Жан-Поль Бельмондо вновь играет на сцене - в театре "Мариньи" в Париже. За свою профессиональную деятельность удостоен ордена Почетного легиона. Жена - бывшая модель и танцовщица Натали Тардивель. Четверо детей: дочери Флоранс, Патрисия (погибла в результате несчастного случая) и Стелла, сын Поль; шестеро внуков. При написании статьи использованы материалы интернет-сайтов kino-rt.ru, lover-dio.t-minfo.ru, newsru.com, kinox.ru, expl-n.ru, km.ru, meg-km.ru, videoguid.ru, iclub.1v, r-mbler.ru, nonews.ru.