Досье Юрий Шмильевич Айзеншпис родился 15 июля 1945 г. в Москве. В 1968 г. окончил Московский экономико-статистический институт по специальности "инженер-экономист". Профессиональную карьеру начал в 1965 г., сотрудничая в качестве администратора с рок группой "Сокол".В январе 1970 г. был арестован и осужден по ст. 88 УК СССР (спекуляция золотом и валютные операции). Вышел из тюрьмы в 1987 г., получив, по его словам, официальную бумагу с извинениями. Непродолжительное время работал в ТО "Галерея" при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей. В конце 80х стал администратором рок группы "Кино". Считается, что группа "Кино" обязана своей популярностью в значительной степени ему, во всяком случае, за несколько месяцев их сотрудничества "Кино" стало собирать на сольниках 70 тысяч зрителей на Большой спортивной арене "Лужников". В 19911992 гг. благодаря Айзеншпису на первые строчки хит-парадов поднялась малоизвестная группа "Технология". Айзеншпис помогал музыкантам выпустить дебютный альбом "Все, что ты хочешь", организовал выпуск различной полиграфической продукции(плакаты, открытки и пр.). В этот период времени он работал в качестве продюсера с группами "Моральный кодекс" и "Янг ганз". В 1992 г. стал лауреатом национальной российской музыкальной премии "Овация" в номинации "лучший продюсер". В 1993 году заметил талантливую выпускницу джазового колледжа и сделал из нее певицу Линду, однако их совместная работа продолжалась менее года. В 1995 году продюсеру вновь присуждают премию "Овация".В 1996 году третий альбом Влада Сташевского "Влад21" за первую неделю продается в количестве 15000 экземпляров. В последние годы самыми известными продюсерскими проектами Айзеншписа были группа "Никита", "Динамит" и Дима Билан. 15 июля этого года Айзеншпис отпраздновал 60й день рождения. Во вторник пришло известие о смерти одного из пионеров российского шо бизнеса, продюсера группы "Кино" Юрия Айзеншписа. Он умер от инфаркта миокарда. Ему было 60 лет .Знаменитому продюсеру стало плохо еще в понедельник. Его доставили в больницу, но через некоторое время он почувствовал себя лучше и от госпитализации отказался. Во вторник вечером ему снова стало плохо, ион скончался еще до приезда "скорой помощи". Как говорят друзья, Айзеншпис ждал операции на сердце. Всесоюзную известность принесла ему работа с группой "Кино". В 1990 году, после гибели Виктора Цоя, он выпустил его "Черный альбом",тем самым нарушив монополию государства на выпуск пластинок. Другими "детьми" гнезда Айзеншписа стали группы"Технология", "Моральный кодекс", "Динамит", Линда, Влад Сташевский. Последней звездой, с которой он работал, был Дима Билан. Айзеншпис говорил: "Дайте мне слепоглухонемую бездарность, и я сделаю из нее звезду". И это он мог. Первым взмыл"Сокол" Когда весь мир охватила битломания, отголоски ее появились иу нас. Мы с моими товарищами музыкантами создали первую в стране рок группу. Жили мы в районе метро "Сокол", и группу тоже назвали "Сокол". Сейчас эта группа уже вошла в историю отечественного рок движения. Первоначально исполняли песни "Битлз" на английском языке. Считалось тогда, что культура рок музыки может существовать только на английском. Друзья назначили меня кем-то вроде импресарио. Но, чтобы выступать, надо было пройти тарификацию в каких-то государственных структурах. Тогда у меня возникла идея организовать в кафе встречу группы "Сокол" с друзьями, единомышленниками в музыке, в образе жизни. Впоследствии по этому пути пошли другие группы. Это была самая первая такая тусовка. Все остались довольны. Тогда ведь, во время махрового застоя, ничего яркого не происходило. Мы решили эти встречи сделать постоянными. В мои обязанности входило техническое обеспечение и организация концертов. Быстро увеличивалось число желающих попасть к нам. Это принимало просто угрожающие размеры. Лучшая коллекция винила Году в шестьдесят третьем, наверное, я купил свой первый магнитофон. Это, если не ошибаюсь, была катушечная "Комета" вещь по тем временам не просто дорогая, а роскошная, потому что стоил он двести десять рублей, в то время как средняя зарплата советского инженера составляла сто сорок рублей ну, полторы зарплаты, короче. И я стал переписывать у друзей лучших джазистов мира Майлза Дэвиса, Арта Пеппера, Билла Эванса, Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Оскара Питерсона, Луи Армстронга... Не знаю уж почему, но знакомство с хорошей музыкой у меня произошло именно через джаз. Может быть, потому, что среди моих друзей было много музыкантов Борис Фрумкин, Алексей Козлов, Толя Павлов, Валера Пономарев. Я ходил тогда на всякие джазовыефестивали и джеймсейшены и легальные, и нелегальные. И вообще это было такое интересное и увлекательное время, когда все новое меня, как человека "продвинутого", захватывало и увлекало. Потом, естественно, появились знакомые, которые интересовались поп и рок музыкой, и я услышал записи Рея Чарльза, Бренды Ли, Джонни Холидея, Клифа Ричарда, Элвиса Пресли, а через год мне в руки впервые попала пластинка "Битлз". И года через четыре я уже собрал очень приличную даже по тем меркам коллекцию винила порядка семи тысяч дисков, причем в ней были только оригиналы никаких там "на костях" или Апрелевской студии грамзаписи! У меня были друзья например, Дэвид, сын индийского посла, который часто летал в Европу и привозил мне оттуда самые последние релизы. А иногда было даже так сегодня в десять часов в Лондоне открывались магазины и начинали продавать новую пластинку, а в тот же вечер я уже в Москве держал в руках этот диск. Когда к нам приехали "Роллинг Стоунз", я встречался с Миком Джаггером и сказал ему, что был самым первым человеком в Союзе, у которого появилась их пластинка. Но тот диск я купил за какие-то совершенно сумасшедшие деньги у одного англичанина араба, который в этот день прилетел в Москву. И в тот же день эту пластинку переписывала вся Москва...Визита в Москву Пола Маккартни я ждал 40 лет, сидел в первом ряду, был прекрасно настроен и...ничего особенного. Да, совсем не то, хоть вставай и уходи. Я и ушел. Цены на пластинки доходили до150 рублей. Такую зарплату получали советские инженеры. В моей комнате находился стеллаж, на котором умещалось несколько тысяч дисков. К сожалению, когда меня осудили, все конфисковали. 17 лет в лагерях Занимаясь куплей-продажей музыкальных дисков, я почувствовал вкус к деньгам и красивой жизни. Потом последовали джинсы, аппаратура, меха. Потом золото и валюта. Именно в 1965 году я впервые увидел и пощупал американские доллары. Техническое оснащение группы"Сокол" требовало постоянной модернизации. Раньше инструменты, усилители были самодельными. Со временем, когда уровень группы стал высоким, понадобилась фирменная аппаратура. Я творческий человек. Однажды услышав хороший звук живой, чистый, настоящий, не могу уже слушать другое воспроизведение. Я покупал наиболее совершенную по тем временам аппаратуру. И здесь впервые столкнулся с настоящим уголовным законом. И стал переступать его. Стал заниматься бизнесом. Сегодня это солидное занятие, а тогда...Мой бизнес был связан с валютой и золотом самая страшная, расстрельная статья. Короче, начал музыкой, а кончил тюрьмой. Отбыл я в общей сложности 17 лет. Когда Солженицын описывает кошмары советской действительности, как он их называет, я говорю: пожил бы он в тех условиях, в которых жил я. Он отбывал наказание среди осужденных по статьям в основном политическим. Я же сидел среди отпетых уголовников. И тут действительно кошмар. Каждый день льется кровь, каждый день беззаконие, беспредел. Но меня не тронули. Я коммуникабельный человек, адаптируюсь к любым условиям. Мог подружиться с сидевшим со мной генералом. Мог разговаривать с махровым антисоветчиком.Мог слушать приверженца марксистско-ленинской идеологии. Мог разговаривать с последним уголовником и найти путь в его душу. Такое "Кино" Первое время после освобождения я работал в творческом молодежном объединении. Они как грибы после дождя начали рождаться на ниве всяких комсомольских и советских организаций. Это была своего рода крыша. Тогда еще не появилось понятия "менеджер", рассказывал Айзеншпис. Одна из первых моих акций организация концерта ленинградских рок групп. Они выступали тогда в основном в домах культуры, а я вытаскивал их на большую сцену. И вот я познакомился с Виктором Цоем. В принципе это не случайность. Я сам его разыскал и убедил работать со мной, убедил, что человек я в музыке не случайный. Рассказал, что пережил. Это как-то на него подействовало, хотя я был ему совсем не знаком, а Виктор не тот человек, который легко идет на контакт. Наше знакомство перешло в дружбу. Потом дружба переросла в творческий союз. Не хочу приписывать себе лишних лавров. Конечно, Цой и группа "Кино" идо нашей встречи были известны.Но известны в кругу поклонников ленинградского подвального рока. А я решил из него вылепить рокзвезду. И это удалось. Работа велась на радио, в прессе. На телевидении в первый раз Цой появился в программе "Взгляд", которую тогда смотрела вся страна. Выпуск делал Мукусев. Я убедил его, что Цой сейчас нужен миллионам подростков. Внутренне Цой человек очень интересный, не похожий ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она эстет, из киношных кругов и была ему очень хорошим другом. Думаю, она тоже немало сделала для создания того имиджа, который известен широким массам. Он стал из голодного, злого Цоя вальяжным и загадочным. Таким я его и узнал сформировавшимся исполнителем, уже снявшимся в"Ассе". И сумел помочь ему превратиться в супер звезду, или, может быть, даже в нечто большее. Вставал в семь утра Недавно стало известно, что у легендарного продюсера появился новый артист Дмитрий Асташенок, тот самый, что участвовал в "Фабрике звезд 2" и приходится братом солисту группы "Корни"Александру Асташенку. Ко мне пришел человек, говорит: "Хочу с вами работать, хочу петь". Показал мне свои демозаписи. Я понял: парень талантливый, сам пишет хорошие песни, сам делает аранжировки. Вижу, что Дима еще только на старте своего творчества. Дима Асташенок и мой другой проектант Дима Билан артисты абсолютно разные. Музыка Билана более эстетская, а музыка Асташенка более доступная массовому зрителю. Так что конкурировать друг с другом они не будут. Смерть Айзеншписа оборвала много несбыточных уже проектов и связей. Я работал с Юлием Шмильевичем 12 лет, начиная с первых шагов Влада Сташевского, вспоминает директор продюсерского центра "Star Pro" Алексей Касаткин. Для меня это потеря не просто друга, непросто коллеги это потеря отца. Он был замечательный человек. Необыкновенной силы воли, выдержки. До последнего момента боролся за жизнь. Чувствуя дикий приступ боли, который невозможно было переносить, пока ему не сделали обезболивающий укол, он рвался к телефону, чтобы узнать, как и что происходит, как проходит подготовка к премьерам на "MTV". Юрий Шмильевич производил впечатление очень целеустремленного человека. Он, пожалуй, один из немногих представителей профессии, который действительно работал на износ, просыпался в семь утра... Это ,согласитесь, не совсем свойственно богеме в классическом представлении. Очень положительное отношение вызывала у меня его любовь к работе, его боевая хватка.