UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 17 сентября 2005 года №128(2686)


   НА ВИДУ 
Два доноса на Меньшова


      Досье
Владимир Валентинович Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку. В 1965 году окончил Школустудию при МХАТе, в 1970 году аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма). Лаурет Государственных премий РСФСР (1976г.) и СССР (1981г.). Премия "Оскар" в номинации "Иноязычный фильм" за 1980 год, фильм "Москва слезам не верит". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984г.). Народный артист России. Член Союза кинематографистов России. В 1999 году был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Сни мался в кинофильмах и телесериалах: "Участок", "Москва. Центральный округ", "Восемь с половиной дол ларов", "Досье детектива Дубровского", "Китайский сервиз", "Царевич Алексей", "Чтобы выжить", "Троц кий", "Новый одеон", "Адвокат", "Ивин А.", "Куколка", "Где находится нофелет?", "Год теленка", "Прости", "Курьер", "Соленый пес", "Отдушина". Поставил фильмы: "К вопросу о диалектике восприятия чувств, или Утраченные грезы", "Розыгрыш", "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби", "Ширлимырли", "Зависть богов". Продюсировал фильмы: "Ермак", "Кадриль", "Китайский сервиз", "Любовь зла...". Жена Вера Ва лентиновна Алентова (1942 г. рожд.) народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Дочь Юлия Меньшова (1969 г. рожд). Двое внуков. Актер, режиссер, педагог, сценарист, продюсер все это в одном лице, и пред почтение одной из этих профессий он отда вать не хочет просто натура такая. Это о Владимире Меньшове. Он обладатель "Ос кара", но фильмов снял не так много. Гово рит, что может не снимать. Начинает картину, только если жить без нее не в состоянии.
      Моряк и кулачка
Родители Владимира Меньшова родом из Астрахани. Отец его Валентин Михайлович рано остался сиротой, кроме младшего брата, погибшего впоследствии на фронте, никакой родни у него не было. Он окончил мореходное училище, сделался из беспризорника профессиональным моряком. Мать Меньшова Антонина Александровна Дубовская росла в многодетной "кулацкой" семье под Астраханью, образование ее не пошло дальше церковноприходского. После революции крепкое хозяйство стало быстро разваливаться, над детьми нависла угроза получить клеймо "из раскулаченных". Побросав все имущество, они разлетелись по стране. Вершиной карьеры Антонины Александровны стала должность горничной на судне, совершавшем пассажирские рейсы из Баку в Иран, где она и познакомилась с первым помощником капитана Валентином Михайловичем Меньшовым. В 1938 году они поженились, в 1939 году родился Владимир, а в 1941м его сестра Ирина. Валентин Михайлович недолго оставался моряком: в начале 1939 года ему предложили ра боту в НКВД. Это предложение было из тех, от которых отказываться не принято. Так Валентин Михайлович Меньшов стал чекистом. В школу Володя пошел в Архангельске, куда отца перевели работать в 1947 году. В 1950 году семья переехала в Астрахань, и отрочество и юность Меньшова прошли на берегах Волги. Валентин Михайлович полагал, что сын вы берет военную карьеру, но в Володе жило совершенно неосуществимое, по астраханским меркам, желание пробиться в кино, стать киноартистом. Киномания проявлялась прежде всего в преклонении перед актерами, благо в то время появилась целая россыпь молодых советских кинозвезд: Юматов, Рыбников, Урбанский, Стриженов, Смоктуновский, Быстрицая, Мака гонова, Конюхова, Извицкая, Мордюкова...
      Четыре года рвался в кино
Меньшов, окончив школу с серебряной медалью, один отправился в Москву поступать в Институт кинематографии. Вскоре выяснилось, что парень к специфическим экзаменам на актерские факультеты абсолютно не подготовлен, но полмесяца, проведенных в Москве среди абитуриентов и студентов театральных институтов, подействовали на него совершенно гипнотически: Меньшов понял, что эта жизнь его. Вернувшись в Астрахань, в сентябре 1957 года он пошел работать на завод учеником токаря, чтобы за год основательно подготовиться к экзаменам и набраться жизненного опыта. Набирался он его четыре года на столько лет растянулась эпопея поступления в институт, за это время Меньшов поработал и токарем, и на шахте в Воркуте, и матросом на водолазном катере в родном Баку, и числился в труппе Астраханского театра имени Кирова актером вспомогательного состава. Только в 1961 году он стал студентом актерского факультета Школыстудии МХАТа. На провинциального парня обрушилось сразу все: МХАТ, легендарные актеры, вместе с которыми даже приходилось выходить на сцену, пусть и в массовках, молодой "Современник", зарождающаяся "Таганка", зарубежные гастролеры, художественные выставки, концерты в консерватории, личные знакомства с людьми, о которых только читал в книгах и журналах, весьма своеобразный быт театрального студенческого общежития, тайный роман с самой красивой девушкой курса Верой Алентовой, закончившийся поразившим всех браком и студенческой свадьбой. Меньшов работал по договорам на киностудиях "Мосфильм", "Ленфильм" и на Одесской киностудии. Он снял короткометражную учебную работу "К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы", полнометражный документальный фильм к 50летию ВГИКа (который руководству института показался настолько крамольным, что был смыт), написал сценарий "Требуется доказать" (по мотивам книги Ленина "Детская болезнь левизны в коммунизме") этим сценарием очень заинтересовались театральные режиссеры Любимов, Стуруа, Корогодский, но цензура наложила на эту вещь твердый запрет. Меньшов сделал очень вольную инсценировку романа Шагинян "МессМенд", и она была постав лена в Ленинградском ТЮЗе; по заказу "Ленфильма" он написал сценарий "Я служу на границе". Дебют в большом кино состоялся в 1976 году. Это был музыкальный фильм "Розыгрыш" о старшеклассниках по сценарию Семена Лунгина. Успех картины, особенно у молодежи, пре взошел все ожидания. Школьники, снявшиеся в фильме, Дима Харатьян, Наташа Вавилова, Дуся Германова вмиг обрели статус кинозвезд, песни из фильма звучали на пластинках и по радио, по результатам проката 1977 года картину посмотрело рекордное количество зрителей, к концу этого года создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР.
      "Москва слезам не верит"
26 лет назад начинающему режиссеру Владимиру Меньшову предложили почитать сценарий, занявший на конкурсе работ о Москве третье место. Поначалу автор Валентин Черных показал свой сценарий режиссерам, но никого из них он не заинтересовал. Я тоже не сразу среагировал, вспоминает Владимир Меньшов. Единственное, что меня привлекло, это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение прыжок в 20 лет, то сразу захотел придумывать, как бы я стал снимать картину. Появилась сцена со Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру. Она, как мне кажется, ключевая для всего фильма. Придумал историю с хоккеистом Гуриным, который влюбился в героиню Муравьевой, с причудливы ми изгибами его судьбы. Роль Катерины предлагалась первым звездам тех лет Купченко и Тереховой. Первая от казалась из-за занятости, а вторая сославшись на более интересное предложение. Как оказалось, это была роль Миледи в "Д,Артаньяне и трех мушкетерах". На роль Гоши пробовались Виталий Соломин, Игорь Охлупин. Актерский состав никак не складывался. Пока счастливый билет не выпал Алентовой, Муравьевой, Рязановой и Баталову. Имя Баталова возникло в последнюю минуту. Я ведь искал Гошу из поколения 3040 летних актеров. Как запасной вариант держал в голове даже свою кандидатуру. Гошу могли бы сыграть Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов. Но я случайно увидел по телевизору старый фильм "Дорогой мой человек" с Алексеем Баталовым. И меня осенило вот же Гоша! Баталов, к счастью, согласился и попал "в десятку". Принималась картина худсоветом "Мосфильма". Члены совета довольно уклончиво высказывались о фильме. А директор "Мосфильма" Си зов, весьма суровый и несентиментальный чело век, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: "А я думаю, что мы с этой кар тиной еще столько призов и народной любви поимеем!". Но в разговоре с режиссером попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. "Гришин на даче посмотрит и скажет потом: "Опять у тебя любовью занимаются!". Но Меньшов уперся и ничего сокращать не стал. Фильм пошел на дачи к высшему руководству страны. Когда Владимир Валентинович спросил у Сизова, как там Гришин, директор "Мосфильма" махнул рукой: "Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!". На этом судьба фильма была решена. В течение первого года фильм посмотрели 85 миллионов человек. Его купили сто стран мира. В США первой наградой "Москвы..." стал приз прокатчиков Америки купленный за 50 тысяч долларов фильм за 12 месяцев собрал 2,5 миллиона. По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек режиссер Меньшов. Почему меня не выпускали из страны? Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег. Моими "проступками" было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был посвящен моему восхищению количеством продуктов в какомто заграничном магазине. Когда пришло приглашение на церемонию "Оскара" (американцы при слали его на мой домашний адрес), меня, разумеется, вновь не выпустили. А в результате все окончилось позорищем для страны. Потому что, когда за наградой вышел атташе по культуре советского посольства, на следующий же день во всех газетах было написано, что "Оскара" получил работник КГБ вместо невыпущенного Меньшова. Сам режиссер о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира (не имею щей, кстати, материального вознаграждения), узнал не сразу. В день церемонии, 31 марта, он пытался слушать "Голос Америки", но из-за "глушилок" так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино. Дома никакого торжества по поводу "Оскара" не устраивали. Когда вышла картина, кинематографическим сообществом она была встречена неприязненно. По поводу фильма Меньшов получил много ударов от коллег. Но прошло время. Обвинения народных артистов СССР позабылись, а зрительская любовь осталась.
      Боится "Ночного дозора"
Меньшов не любит шумихи. Свой 65летний юбилей он встретил на острове ведущим шоу "Последний герой5". Вместе с ним была его жена Вера Алентова. Их союз называют самым счастливым в актерской среде. Когда режиссера спросили, что он чувствовал, снимая жену в эротической сцене в фильме "Зависть богов", он ответил: "Гордость! За результат мне совершенно не стыдно, это любовь, при виде которой не возникает желания отвести глаза". А вот его отзыв на фильм "Ночной дозор", где актер Меньшов сыграл Гесера: Это фильм для поколения от 12 до 30 лет, поэтому я не могу оценить эту картину как художественное произведение. Я горд, что участвовал в крупнейшем российском кинопроекте, и счастлив, что "Ночной дозор" победил в прокате голливудские блокбастеры. Эти обстоятельства значат для меня больше, чем сам фильм, который не затрагивает глубинных струн моей души. Я даже начинаю бояться таких фильмов, это не то кино, в которое я пришел работать. Кино перестает говорить о жизни человеческого духа и становится цирком. Я надеюсь, что увлечение блокбастерами пройдет, и мы вернемся к тем фильмам, в которых два человека будут сидеть друг напротив друга, а у зрителя будут течь слезы.

Софья РЫЖОВА, по материалам интернета.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz