UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 6 сентября 2005 года №123(2681)


Вот лежит газета «Правда»...
Писатель Дмитрий Быков представил в Ульяновске новую книгу, за написание которой был обвинен в посягательстве на святое


«История и ирония» - так назывался «круглый стол», состоявшийся 2 сентября в музее «Симбирская мужская классическая гимназия».
Поводом для встречи стал выход новой книги писателя и журналиста Дмитрия Быкова «Правда». Но поскольку, как оказалось, не все люди готовы относиться к истории с иронией, то «круглый стол» неожиданно стал ареной идеологической борьбы правоверных ленинистов с невинным литератором-мистификатором.
Веселую книгу написал Дмитрий Быков с соавторстве с Максимом Чертановым и историком Вадимом Эрлихманом. Озорную. А вернее сказать, плутовскую. Именно так - «плутовской роман» - определяют авторы жанр книги. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений относительно правдивости изложенного в ней, книге предпослан эпиграф из народной мудрости: «Вот лежит газета «Правда». В ней написана неправда».
Главный герой книги - Ленин, а вернее, человек с такой фамилией. Потому что быковский Ленин - это вовсе не исторический персонаж, а веселый такой коммерсант-авантюрист, картежник и любитель женщин, подкидыш, воспитанный кухаркой, но подкидыш не простой, а царского рода.
Зная об этом, он стремится восстановить свои монаршие права, в революцию попадает случайно (скрываясь от ревнивого мужа очередной любовницы в лондонской пивной, где по совпадению проходил съезд РСДРП) и использует партию как средство достижения своей цели. И в Шушенском этот Ленин оказался вовсе не в ссылке, а чтобы намыть золотишка, там и встретился с Крупской, которая отбывала наказание за подделку векселей и денежных знаков, и женился на ней исключительно с тем, чтобы иметь под рукой человека с таким полезным навыком… Вот и все у них в этой книге - в таком же духе.
Зачем же было столько бумаги переводить, вопрошает Быков и сам же отвечает: «В российской истории роль личности сведена к нулю. В стране, где личность ничего не значит, она ничего не значит и в истории. Поэтому наш роман - это роман о детерминизме, попытка показать, что независимо от Ленина, а также прочих деятелей революция в России все равно бы свершилась, и в конечном итоге Россия пришла бы в ту точку, где она сейчас находится, только, возможно, другими путями. Ленин мог быть кем угодно - женщиной или, по Сергею Курехину, грибом, - это никак не повлияло бы на историю. Важна не роль личности, а алгоритм истории, которая есть история масс.
Настоящий же Ленин - это жертва истории».
Быков признает, что роман написан в традиции Ильфа и Петрова, у которых Остап - хотя по сути и мерзавец, но ужасно обаятельный, поэтому воспринимается как положительный персонаж.
Таков же и Ленин в «Правде» - умница и остряк, азартный и бесшабашный, ибо именно такой человек мог, по Быкову, стать персонажем множества смешных анекдотов.
На встречу с писателем пришли не только студенты, журналисты, литераторы, краеведы, которым был интересен литератор Быков, но также работники ленинских музеев и просто влюбленные в Ленина (нашего земляка) граждане, которые склонны воспринимать историю в контексте одной личности Ленина, а не наоборот. Эти граждане пришли с единственной целью - сказать Быкову: «Не трожь святое!», демонстративно развернуться и уйти. Они обвинили литератора и веселого человека Быкова в осквернении истории. А в качестве авторитета ссылались на коммуниста и Нобелевского лауреата Жореса Алферова, который недавно посетил Ульяновск и заявил, что идеи Ленина будут жить и побеждать. «Вас можно привлечь к уголовной ответственности за эту книгу», - заявила одна пожилая женщина. На что Быков слегка вспылил и назвал подобные выступления «шельмованием художественной литературы».
- Нельзя художника привлекать к ответственности за литературу, - сказал он. - В нашей истории это уже было, и вы знаете, к чему это привело. Нельзя же все время ходить по кругу!
Слова потребовал писатель Жорес Трофимов, который тоже не смог (а может, не пытался) отличить вымышленного, пародийного, плутовского персонажа от исторической фигуры.
- Вы сюда приехали и уедете, а нам здесь жить, - сказал он. - Вот и президент Путин, посетив наш музей-мемориал, сказал: надо пропагандировать опыт семьи Ульяновых. Ваша книга - это не ирония, а пошлость!
- Понимаете ли вы, какую ответственность на себя берете, написав свой плутовской роман? спросила писателя директор Дома-музея Ленина Татьяна Брыляева.
- Я для того и писал, чтобы были понятны приемы альтернативной истории, - ответил Быков. Наш роман - это сеанс альтернативной истории с последующим разоблачением. Наша фальсификация - ничто по сравнению с советской фальсификацией истории.
Несмотря на то, что в аудитории нашлось много людей, воспринявших роман «Правда» как личное оскорбление, Дмитрий Быков остался доволен дискуссией. «Дискуссия снимает умолчания.
Это лучше, чем мрачное и молчаливое сосуществование двух народов под одной скорлупой».
На следующий день Быков и Эрлихман презентовали роман «Правда» в Центральном доме книги, где аудитория была несравненно более лояльной. Там Быков сообщил, что у него есть договор на пятисерийную экранизацию романа. Автор не в восторге от этого проекта: он опасается, что будет трудно найти артиста столь же харизматичного, каким был Ленин, которого Быков считает «самым великим человеком в истории России».

Сергей ГОГИН.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz