UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 13 октября 2005 года №139(2697)


Хождение за паспортом


Этим летом ее сыну исполнилось четырнадцать лет. Сразу после дня рождения мать повела ребенка получать паспорт. В тесных коридорах паспортно-визовой службы торжественное настроение мигом рассеялось.
С трудом продираясь через толпу, они так и не смогли отыскать стенда с нужной информацией. Получить информацию от сотрудников службы тоже не удалось. Не дали. В итоге женщина штурмом взяла кабинет начальника, а та якобы сказала, что мальчику нужно сперва получить гражданство.
«Мой сын родился в Ульяновске, всю жизнь живет здесь, мы, его родители, его бабушки и дедушки, - граждане России.
На учет в военкомат моего сына поставили, не выясняя гражданства... Почему мы, русские, и наши дети, рожденные и выросшие в России, должны отстаивать многочасовые очереди для получения гражданства?» - это цитата из письма, которое наша посетительница оставила на столе в «СК». Полностью публиковать мы его не стали, решили попробовать прояснить затронутую проблему по-другому...
      Внедрилась в ситуацию
Считается, что для журналиста луший способ изучить ситуацию - прожить ее.
Моей дочери исполнилось четырнадцать через несколько дней после упомянутой выше встречи в редакции. Поход за паспортом я решила обкатать на собственном опыте, и не столько для того, чтобы раскритиковать работу паспортно-визовой службы и чью бы то ни было, сколько чтобы найти в происходящем логику и порядок. Сегодня я могу поделиться обретенным опытом. Речь пойдет пока только о четырнадцатилетних.
Во-первых, не стоит сразу отправляться в паспортно-визовую службу РОВД. Идите к паспортистке своего домоуправления. В большинстве районов города паспортистки работают на площадях объединенных пунктов по приему коммунальных платежей. Вот там вы точно найдете стенд с подробным списком документов, необходимых для получения паспорта. Еще одно предостережение: не стремитесь попасть к заветному окошку с утра. Некоторые занимают очередь аж с пяти (прием начинается в восемь) и создают невероятный ажиотаж. Днем очереди меньше в разы. По неопытности первый свой выход я предприняла рано утром.
В очереди промаялась два часа. Результат нулевой, хотя мне казалось,что я была во всеоружии. Девушка за окошечком вырубила меня первой же фразой: «Ваш ребеночек не прописан. На свидетельстве о рождении должен быть штампик».
Признаюсь, было непросто переварить эту информацию. Дочь, на мой взгляд, была зарегистрирована по месту жительства с рождения. Она всегда фигурировала в справке №8, за нее на протяжении четырнадцати лет вносили коммунальные платежи. В конце концов, она была участницей долевой приватизации квартиры.
Предприняв меры, я выяснила, что дети с рождения, оказывается, не регистрируются на жилплощади родителей, а просто вносятся в карточку учета. Только в четырнадцать лет ребенок должен быть прописан. Причем мороки прибавляется, если его родители прописаны в разных местах. Тогда один из них должен написать заявление с просьбой «разрешить вселить на свою жилплощадь» ребенка, а другой - в письменной форме сообщить, что он против этого не возражает.
Почему именно «вселить», а не «прописать», и где «невселенный» ребенок должен обитать до четырнадцати лет, закон умалчивает.
      «Будто в космос отправляем»
Дочь в конце концов прописали. Впереди было подтверждение гражданства. В укор своей собеседнице я вынуждена сказать, что в нашем с ней случае (когда дети родились в России и родители их - граждане РФ) гражданство надо не получить, а именно подтвердить, то есть изначально все-таки предполагается, что дети наши не турецкоподданные, а именно россияне.
С кипой бумаг в руках я в очередной раз повисла на окошечке паспортистки. Волновалась. Несмотря на всю мою собранность и «профессиональный подход», меня уже несколько раз от окна разворачивали: то бланк заполнен неточно, то в заявлении слово пропущено, то почудилось, что оно, то есть заявление, написано разными чернилами. Женщина за окошечком долго перебирала мои бумаги, работала в режиме рентгенаппарата. Наконец, она начала писать, щелкать степлером, лязгать ножницами, клеить. Профессионализму моей визави можно было только дивиться. Тем не менее прошло минут двадцать, прежде чем она закончила свои манипуляции и подняла на меня глаза: «Вот так все теперь серьезно, - сказала она, улыбнувшись, - раньше ать-два - и готово, а теперь мы вас будто в космос отправляем...».
Как выяснилось, стопку бумаг, которую паспортистка так ловко нарезала, теперь должны были проверить где-то в недрах паспортно-визовой службы. Только через десять дней я могла получить ответ, подтверждено гражданство моего ребенка или нет.
Получила положительный. С этого момента следовало отсчитать еще месяц, чтобы вычислить окончательную дату получения паспорта.
      Простая логика
- Хочешь, расскажу, как я получал паспорт? - откликнулся коллега на мой жалостливый рассказ. - У нас в школе собрали свидетельства о рождении и фотографии, а через пару недель пригласили на торжественное вручение. Все!
Безусловно, существует какое-то аргументированное официальное объяснение тому, что процедура подтверждения российского гражданства и получения паспорта теперь так усложнена. Но я, как обычный человек, руководствуюсь простой и ясной логикой. Помните, как выглядит свидетельство о рождении образца советских времен? Зелененькие корочки. На обложке написано: СССР. А внутри - город (село и так далее) и республика, где ребенок родился. В документе моей дочери написано четко: город Ульяновск, РСФСР, то есть родилась в России. Ну что тут, казалось бы, еще доказывать, проверять, перепроверять и подтверждать?
В очередях, которые мне пришлось отстоять, - такие же обычные люди со своей простой логикой. И у них - свои версии по поводу того, почему раньше «ать-два, а теперь - будто в космос отправляют». Вот некоторые из них.
Первая: заваривают бумажную волокиту, чтобы простому народу жизнь медом не казалась. Вторая: искусственно раздувают штаты делопроизводителей разного ранга, чтобы создавать рабочие места. Третья (позаимствованная из какого-то телевизионного шоу): мутузят с российским гражданством, чтобы создать иллюзию его престижа. Есть и четвертая версия, более чем другие распространенная. Озвучивать ее напрямую не буду. Расскажу только, как разрулила ситуацию та женщина, с визита которой и началось мое «внедрение в проблему». Оставив на столе свое письмо, она сказала, что при желании редакция может его опубликовать только через неделю.
Дескать, за это время паспорт ее сыну сделают за энную суммув обход официальной процедуры. Есть уже такая договоренность. Собеседница «СК» пообещала перезвонить, если дело сорвется. В этом случае публикация ее письма в газете могла бы ей навредить. Не перезвонила.

Анастасия АЛЕКСАНДРОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz