UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 6 октября 2005 года №136(2694)


«Я говорю как бывалый»


Эта фраза родилась где-то в середине интервью с Радием Николаевичем Шаркаевым, директором школы №52. Состоялось оно накануне Дня учителя. Говорили мы о грянувшем реформировании образования, о допустимости (или недопустимости) школьных поборов, об учительском профессионализме, о специфике поколения next. Получилось, что в целом разговор шел о нашем будущем.
Можно, конечно, назвать Шаркаева и бывалым, хотя в миру его чаще называют учителем-легендой. В 1964 году, в двадцать восемь лет, он стал директором только что открывшейся 52-й школы. Сегодня, уже накануне 70-летнего юбилея, Радий Николаевич все в том же директорском кресле. Покидал он его однажды: в 1982 году его уговорили возглавить городской отдел образования. Но через пять лет с большим трудом Шаркаеву удалось вырваться в родную школу, чтобы заняться живой, черновой, как он сам говорит, педработой.
Свою школу директор называет рабочей, и это определение в контексте разговора приобретает особый смысл.
Действительно, 52-я - не гимназия и не лицей. Тем не менее она пользуется невероятным спросом. Ученики туда съезжаются со всего города. Некоторые параллели укомплектованы аж под литеру «ж». В этом году школа набрала четыре первых класса. И это в то время, как соседние школы едва открыли по одному.
- В чем тут дело: в стране демографический кризис, «учить некого», сетуют в школах, а вы от детей отбиваетесь? с этого вопроса и началось собственно интервью.
- Дело, конечно, и в качестве образования, которое мы даем, и в привлекательности некоторых моментов... Например, у нас пятидневка. Право на нее пришлось отвоевывать, защищать как диплом. Но я уверен, что при таком режиме работы школа только выигрывает. За два выходных дети успевают не только отдохнуть, но и соскучиться (по этому поводу было проведено анкетирование. - Т.З.). Вероятно, поэтому наши ученики любят свою школу. Может быть, это звучит как бахвальство, но это так.
Кроме того, у нас нет денежных поборов с родителей. Единственное, на что мы собираем деньги, так это на ремонт классов. Хотя я всегда говорю: лучше ремонтировать своими руками.
Но если проще скинуться и нанять мастеров - пожалуйста... Школьное образование у нас пока бесплатное, таким оно должно оставаться и на деле.
- Радий Николаевич, сейчас много говорят о кризисе учительской профессии. Молодежь в школу не идет. У вас в коллективе очень много молодых. Более того у вас полно мужчин, что уж и вовсе роскошь...
- Да, это правда, по количеству учителей-мужчин нас никто не перебьет (смеется). Правда, в прежние годы мужчин было гораздо больше.На сегодняшний день - только двенадцать человек. Если я вижу, что у учителя получается работать с детьми, стараюсь удерживать его как могу. Хотя, признаюсь, это в последнее время очень-очень тяжело дается...
- Вы, конечно, имеете в виду, прежде всего, низкую оплату учительского труда. В связи с этим ведь давно назрела еще одна проблема учительский пофигизм.
Дескать, я на те деньги, что мне платят, и так лишнего работаю...
- Есть такая проблема. По отношению к государству учительский протест абсолютно справедлив, по отношению к детям - недопустим. Если мы не ушли из школы, значит, должны работать. С этих слов я начинаю каждый августовский педсовет. Пока мне удается находить с коллективом взаимопонимание.
Но на голом энтузиазме бесконечно держаться нельзя. Если так будет продолжаться, школу разрушат окончательно. А без школы не может быть речи ни о возрождении нации, ни об увеличении ВВП, ни о стабилизации экономики, ни о чем... Нужно начинать настоящее реформирование школы.
Это я говорю как бывалый.
- На Ваш взгляд, настоящее реформирование школы это...
- Прежде всего, повышение престижа учительской профессии. Если мимо школы не будут проходить талантливые учителя, если они будут заинтересованы в своем труде, если в пединституты будут идти по призванию, а не по остаточному принципу, ситуация изменится в корне.
Незачем создавать программы по возрождению патриотизма. Обеспечьте достойную жизнь жителям страны, и они будут патриотами.
Логика тут та же.
- Нынешняя реформа направлена, на Ваш взгляд, на...
- Удешевление процесса... Количество уроков в неделю собираются сократить на 20-25 процентов, фонд оплаты, соответственно, уменьшится...
Хотя официально речь идет о борьбе с перегрузкой школьных программ. Да, советская школа грешила этим, хотя у нее была неплохая репутация во всем мире. Но нынешняя борьба с перегрузкой обернется тем, что уйдут из программы часы музыки, рисования, производственного обучения, других предметов, которые ребята любят. Бороться с перегрузкой надо не за счет сокращения часов, а за счет упрощения программ, но они пока только усложняются.
- У авторов реформ принято обращаться к опыту и мнению практиков?
- Нет. Практики только недоумевают по поводу многих проектов, например, по поводу введения двенадцатилетнего обучения.
- Радий Николаевич, сегодня многие говорят о невменяемости молодежи. Дескать, испорченное вконец поколение. На Ваш взгляд, это справедливо? Хотя бы отчасти?
- Конечно, нет. Я убежден, что нельзя ругать поколение в целом. Да, эти ребята в чем-то другие. Они более раскрепощенные, свободные, но ведь это и неплохо. Не бывает в жизни только минусов и только плюсов. Это общий принцип. Кроме того, я очень сочувствую нынешним молодым. Им гораздо сложнее, чем нам. Для большинства из них учеба - это возможность оттягивать вопрос: «А что дальше?». За ним нередко - тупик.
- Ходят легенды о Вашей способности дружить со своими учениками и выпускниками. И через десятилетия Вы и школа остаетесь в их жизни в режиме сегодняшнего дня.
Как Вам это удается?
- Я могу только попробовать ответить на этот вопрос. Наверное, дело в том, что я всегда искренне старался быть защитником своих учеников.
Никогда не нарушал своего слова, потому что не давал пустых обещаний. Справедливость, уважение, сотрудничество - эти понятия общеизвестные, но для меня они имеют особое значение. Отношения с детьми нужно строить только на доверии.
Чтобы вызвать отторжение и ненависть, ни ума, ни профессионализма не надо. Так я думаю...
*** За рамками интервью остался один любопытный факт. На минувшей неделе в 52-й школе состоялся так называемый директорский прием. Устроен он был по поводу сорокалетия учебного заведения. Эту дату планировалось пышно отметить в прошлом году (в нынешнем, 2005-м, школе исполнился уже 41 год), но так уж сложились обстоятельства, что торжество пришлось отложить. В этом году праздник удался как нельзя лучше. Директорский прием покорил радушием, его героем, безусловно, был Радий Николаевич. Ни одного из своих гостей он не оставил без внимания и доброго слова. Отдельно поблагодарил спонсоров. Ими оказались выпускник 52-й, а ныне известный в городе архитектор Сергей Кангро и ученик четвертого класса Шамиль Айзатуллин. Шамиль на турнире по теннису, который проходил в Египте, получил приз в двести долларов. Распорядившись своим капиталом, мальчик выделил родной школе пятьдесят долларов на праздник.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.



[обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz