В городе пошло новое поветрие - народ стал устанавливать домофоны в подъездах. Специалисты считают, что в целом это добрый знак: люди поняли, что подъезд - это их территория, на ней надо поддерживать порядок, ее надо защищать. Однако статистика свидетельствует: степень сознательности у жильцов подъезда разная. Полное единодушие среди соседей и вовсе редкость. А то, что инициатива наказуема - это аксиома. Как установить домофон правильно, с минимальным риском и нервотрепкой - об этом состоялся разговор с руководителем Центра защиты прав потребителей Григорием Каленовым. Итак, вы решили установить домофон. Вы - это жильцы подъезда. Среди вас обязательно найдется один самый инициативный, который взвалит на себя труд найти фирму, которая установит домофон, собрать деньги с жильцов, проконтролировать выполненную работу. Допустим, все прошло гладко и домофон вам установили... А через месяц или два он сломался. Понятно, что соседи рванут к тому, кто процессом руководил (то есть к тому, кто собирал деньги и договаривался). "Организатор" начнет звонить исполнителям работ, а те его динамить: "Приедем завтра, послезавтра, в четверг после дождичка...". Все. В принципе, могут, конечно, и приехать, и даже исправить домофон. Но это уж будет акт доброй воли. Дело в том, что с точки зрения закона жильцы заключать договор с фирмой, которая установит домофон, а потом будет его обслуживать, не могут. Эти сделки называются юридически ничтожными, то есть не имеющими юридической силы. От таких договоров фирма может в любой момент отказаться, и ее право на это подтвердит суд. Так кто же должен заключать договор на установку домофона? Только собственник. Если дом кооперативный, то кооператив, если это товарищество собственников жилья, то ТСЖ, а если дом муниципальный, то муниципалитет, а точнее - муниципальная управляющая компания. Именно туда нужно отнести заявление с просьбой установить домофон. Управляющая компания найдет исполнителей работы, заключит с ними договор, который будет иметь юридическую силу. Еще один важный момент. Не случайно в самом начале статьи мы упомянули, что полное единодушие между соседями - редкость. В Центре защиты прав потребителей накопилась масса примеров тому. Ну не хотят, например, жильцы одной квартиры из двадцати, которые есть в подъезде, устанавливать домофон - денег жалко или другие причины. Не пытайтесь применить к ним силу, установив домофон и лишив их ключа от кодового замка. Подадут ведь в суд на инициаторов (или весь подъезд разом) и с легкостью выиграют дело. Если речь идет о ТСЖ или кооперативе, то вопрос должен решиться в соответствии с уставом - на общем собрании или правлением. Если конфликтная ситуация возникла в муниципальном доме, то решать ее опять же должна управляющая компания. Телефон Центра защиты прав потребителей: 44-17-16.