«Евровидение» не ругал только ленивый, но при этом многие его смотрят. Как только ни обзывали это телешоу критики: и «зрелищем для домохозяек», и «помойкой шоу-бизнеса», и «конкурсом для неудачников». Однако рейтинги «Евровидения» по-прежнему одни из самых высоких. Шоу смотрит более 100 миллионов телезрителей в 42 странах (его транслировали даже в странах, не участвующих в конкурсе, Австралии и Новой Зеландии). Не экспортный вариант Прошедшее «Евровидение» продемонстрировало музыкальные тенденции, абсолютно не учтенные Россией при подготовке к конкурсу. Первая - национальный колорит. Руслана выиграла прошлогоднее соревнование со своими гуцульскими плясками, на конкурсе этого года больше половины выступавших пели песни с налетом ближневосточной тематики. Глядишь, лет через пять «Евровидение» целиком превратится в «турецкую лавочку». Россия игнорирует эту моду. Вторая музыкальная тенденция - закос под 80-е, в любом виде: будь то группа «Europe» со сладким хэви-металл или какая-нибудь «Bananarama». Третья тенденция, уже не музыкальная: конкурсанты ныне абсолютно формально привязаны к стране, которую представляют. Житель Эстонии может исполнить песню молдавского автора, представляя при этом Великобританию. В комментарии российских ведущих проскользнуло обидное, но очень точное определение происходящего с «Евровидением»: конкурс превратился во «всеевропейское состязание гастарбайтеров». Мы это учли - Подольская из Белоруссии (и та дала нам 12 баллов). Но это нас не спасло. И последнее. Греция потратила на раскрутку своей певицы 880 тысяч долларов, организовав весной обширный европейский промо-тур. Имя Наташи Подольской Европа услышала в день финала 21 мая. Замечательная 23-летняя девушка Наталья Подольская была призвана подтвердить эффективность «фабричного» метода ускоренного выпуска в медийное пространство качественного поп-продукта. Подольская выгодно выделялась живым вокалом из ряда полностью «сделанных», плоских голосов многих других симпатичных конкурсантов «Фабрики». Но было бы опрометчиво надеяться, что за два-три месяца можно отшлифовать голос, научить сценическому движению неопытную дебютантку. Меньше всего в этом стоит винить саму певицу. Просчитались прежде всего продюсеры, хотя был призван опытнейший Иосиф Пригожин. Подольская выступила с усредненно-европейской песней на английском, в то время как фишкой европейской эстрады все больше становится тема этнической самобытности государства-участника. Эта тенденция отчетливо проявилась еще на прошлогоднем конкурсе, который выигралаукраинская певица Руслана с «Дикими танцами» в стиле «жесткого этно». В результате на нынешнем «Евровидении» в Киеве чуть ли не половина участников активно включали в свои выступления этнические мотивы - пытались изобразить что-то вроде тех же «Диких танцев», как певица из Турции, или танцевали сиртаки, как победительница «Евровидения-2005» из Греции. Вовсе не обязательно на «Евровидение» надо было посылать Надежду Бабкину или Людмилу Зыкину, но не учитывать тенденции нельзя. Большинство стран - участниц конкурса стремились выстроить выступления как своеобразные картинки, символизирующие культуру народа, будь это смешная бабуля с большим барабаном в молдавской группе «Здоб ши сдуб» или гимн «оранжевой революции» «Зараз нас богато, нас не подолаты» в исполнении украинцев. К сожалению, российские продюсеры не смогли внятно организовать пространство сцены ни по картинке, ни по звуку, голос солистки и бэк-вокал звучали вразнобой. Усредненность, стремление быть «как все» и даже показаться чуточку «западнее», чем самые крутые «западники», сыграли с российской командой злую шутку. Наши на «Евровидении» 1994 год, Юдифь (Маша Кац)- 9-е место. 1995 год, Филипп Киркоров - 17-е место. 1996 год - не участвовали. 1997 год, Алла Пугачева - 15-е место. 1998 год, дисквалификация Тани Овсиенко до начала конкурса. 1999 год - не участвовали. 2000 год, Алсу - 2-е место. 2001 год, «Мумий Тролль» - 12-е место. 2002 год, «Премьер-министр» - 10-е место. 2003 год, «Тату» - 3-е место. 2004 год, Юлия Савичева - 12-е место. 2005 год, Наталья Подольская 15-е место. Голландцы обиделись Учрежденный с целью объединить народы Европы с помощью музыки конкурс песни «Евровидение» теперь, похоже, разрывает Европу на части. Отстранение голландского конкурсанта от участия в «Евровидении» в этом году коалицией европейских государств усилило оппозицию европейской конституции в Нидерландах за десять дней до того, как в стране пройдет референдум. Опросы общественного мнения показывают, что теперь 1 июня голландцы почти наверняка проголосуют против. Противостояние конституции усилилось после того, как Гленнис Грейс, претендентка в конкурсе «Евровидение» от Голландии, выбыла из полуфинала, как заявляют голландские СМИ, из-за козней альянса восточно-европейских стран. Газета «De Telegraaf» посвятила первую полосу реакции читателей. «Исключение Нидерландов вновь показало, кто будет иметь больше права слова в будущем в Европе», - говорит один из читателей. Газета пишет, что многие жители страны отреагировали тем, что выразили готовность воспользоваться этой возможностью, чтобы высказаться против унификации Европы и европейской конституции. Исключение Голландии из конкурса затронуло больной нерв маленькой страны, обеспокоенной тем, чтобы не быть поглощенной расширяющимся Евросоюзом. Глоток европейского счастья Представители стран - участниц конкурса начали прибывать в Киев с 9 мая. На торжественном открытии конкурса присутствовало около трех тысяч гостей и участников конкурса, которые представляли 39 стран. За три дня до финального концерта песенного конкурса в евролагере - так называется палаточный городок на Трухановом острове посреди Днепра - поселилось около 250 туристов. Ради этого песенного мероприятия они готовы были терпеть лишения, поэтому их не смущали клопы и спартанские условия. «У нас на фестивалях принято пить пиво и развлекаться, а здесь можно посмотреть выставки исторической трипольской культуры или изделий народного творчества», - сказала немецкая девушка Моника, которая из недостатков организации в лагере отметила «отсутствие кофе по утрам». Оплачивая проживание, каждый гость получал индивидуальный спальный мешок и резиновую подстилку. Как отмечали руководители евролагеря, никто не жаловался на такие спартанские условия. Как стало известно, даже некоторые иностранные туристы отказывались от гостиничных номеров стоимостью 100-200 долларов в сутки и перебирались в лагерь. Стоимость одного места в палатке для украинских и иностранных туристов была практически одинакова - 50 и 65 гривен (около 10 и 13 долларов) за сутки. За эти деньги туристам гарантировали не только спальное место в настоящей революционной палатке, но и завтрак, душ, доступ в интернет. В качестве сувениров находчивые торговцы даже законсервировали «воздух свободы» со знаменитого киевского Майдана Незалежности, который они предлагали по сходной цене. На организацию конкурса город потратил почти 10 млн евро, государство внесло еще почти 5 млн. На причастность к европейскому счастью рассчитывали в первую очередь владельцы ресторанов и гостиниц. В преддверии «Евровидения» гостиницы подняли в два-три раза свои и без того немаленькие цены. Целых 2,5 млн евро потребовали сначала управляющие невзрачного Дворца спорта за проведение песенного конкурса. Только угроза перенести действо в другое место заставила их умерить аппетиты. В результате за аренду зала вместо затребованных сначала 15 млн гривен организаторы заплатили «всего» 1 млн (примерно 160 тысяч евро). Елена прекрасна Греческая певица Елена Папаризу набрала победные 230 баллов с песней «Мой номер один». В Киеве ее назвали «Русланой в белом». Она повторила успех украинки Русланы Лыжичко, выигравшей на 49-м «Евровидении» с фольклорными ритмами. Руслана пела украинскую коломыйку, Елена танцевала греческий сиртаки. Известная как исполнительница пляжного хита «Опа-Опа», она в последний момент вырвала победу у латвийского дуэта «Walter&Kazha». Европейские домохозяйки, считающиеся основными избирателями «Евровидения», отдавали голоса латышам, видимо, из сочувствия: Волтер крепко простудился, на репетиции не мог петь, а на финал вышел, обмотанный шарфом. Победительница рассказала, что обыграла мужчин, потому что женщины прочнее - у них костей больше, «они сделаны из ребра Адама». Елена говорит, что ее мечта сбылась, хотя перед конкурсом она видела плохой сон. А еще гречанка стала подругой белорусской участницы из Подмосковья Анжелики Агурбаш, не прошедшей в финал. Ей Елена пророчит карьеру «звезды в Белоруссии, России и на Украине». В 2001 году родившаяся в Швеции в греческой семье Елена Папаризу заняла на конкурсе «Евровидения» третье место в составе группы «Антик». В прошлом году этот успех повторил греческий певец Сакис Рувас. И вот на этот раз - победа. Песню «Мой номер один» поют теперь тысячи людей на улицах греческих городов. В последние годы 23-летняя красавица Елена стала одной из самых популярных певиц Греции. Ее «раскрутка» перед конкурсом «Евровидения» проводилась исключительно профессионально. Фотографии певицы не сходили с первых полос греческих газет и журналов. Она участвовала в телепрограммах, давала интервью. Ее клипы и мелодия песни «Мой номер один» уже стали узнаваемыми и любимыми. Накануне музыкального марафона в Киеве Елена Папаризу посетила ряд стран, в том числе Россию, где своими выступлениями расположила публику. Ее лучше узнали и полюбили за пределами Греции, так что греки вполне обоснованно надеялись на поддержку своей певицы не только киприотами. И они не ошиблись. Наивысшие 12 баллов при голосовании телезрителей греческая певица получила, помимо Кипра, в соседних странах - Албании, Болгарии, Сербии и Черногории, Венгрии, Турции, «родной» Швеции, а также в крупных европейских государствах со значительной греческой диаспорой - Германии, Британии, а также Бельгии. К тому же вмешались высшие силы: финал «Евровидения» проходил в Киеве, когда в Греции отмечали день Святой Елены.