UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 26 мая 2005 года №75(2633)


   АВТОДРОМ 
УАЗ продолжает движение


В конце прошлой недели на Ульяновском автозаводе прошло годовое собрание акционеров по итогам 2004 года. А днем раньше правительство РФ обсуждало реализацию Концепции развития российского автопрома, рассчитанную до 2008 года. Эти события непосредственно перекликаются друг с другом.
      Бороться и искать
В докладе на собрании акционеров ОАО "УАЗ" было отмечено, что 2004 год оказался сложным для завода: реальные условия российской экономики не позволили отечественному автопрому изменить ситуацию в свою пользу. Работать пришлось на фоне почти двукратного увеличения ввоза в страну иномарок и снижения спроса на автомобили со стороны бюджетников. Планы УАЗа были скорректированы: продажи упали почти на 11 процентов и составили за год 70341 автомобиль. Зато выручка от продаж выросла на 14 процентов: это обусловлено увеличением сбыта более дорогих новых автомобилей и ростом цен на продукцию. Удалось предприятию заработать и чистую прибыль в сумме 338 млн рублей, хотя она оказалась ниже, чем в 2003 году. В течение прошлого года УАЗ своевременно вносил все обязательные платежи в казну, выплатив в общей сложности государству 1,15 млрд рублей.
Несмотря на общее снижение объема продаж, Ульяновский автозавод значительно укрепил свои позиции на экспортном рынке, отгрузив за рубеж более 20000 автомобилей и машкомплектов. Рост составил 28,4 процента. 774 млн рублей было вложено в инвестиционные проекты, реализуемые на предприятии: в итоге запущены современный окрасочный комплекс "-is-nmann", плавильная печь "АВВ" по производству отливок из высокопрочного чугуна, на заключительный этап вышла подготовка к производству комфортабельного внедорожника "UAZ Patriot" ("Патриот").
Значительное внимание уделялось социальным программам. В целом на них израсходовано 70 млн рублей. 22 млн из них потрачено на медицинское обслуживание заводчан и членов их семей, 4,5 млн - на оздоровление и отдых детей, 1,7 млн - на помощь ветеранам. Второй год на предприятии выплачиваются премии за здоровый образ жизни: в результате количество больничных листов сократилось за год наполовину.
Средняя зарплата увеличилась по сравнению с 2003 годом на 15,3 процента и достигла 6659 рублей.
      Найти и не сдаваться
За счет чего же УАЗ смог в острой конкурентной борьбе с иномарками продолжать развитие, не сдаваться и осуществлять задуманное? Понимая, что с открытым забралом сражаться в этом бою сложно, руководство предприятия использовало, насколько можно, внутренние резервы. Как прозвучало на собрании акционеров, в первую очередь УАЗ сконцентрировался на программе сокращения издержек. Экономия достигалась за счет совершенствования техпроцессов, снижения трудоемкости, поиска альтернативных поставщиков комплектующих, оптимизации численности персонала. Была продолжена реструктуризация завода с выведением непрофильных производств в дочерние предприятия. В конечном итоге в составе головного УАЗа должны остаться штамповка, сварка, сборка и окраска, что соответствует структуре современных автомобилестроительных компаний. Кроме того, в 2004 году была изменена структура дирекции по производству, это позволило сократить лишних управленцев.
Немало на УАЗе старались делать и в области качества продукции, пытаясь привлечь этим симпатии покупателей. Сертификацию по международным стандартам системы менеджмента качества прошли механосборочное и прессово-сварочное производства. На весь модельный ряд с прошлого года устанавливается косозубая раздаточная коробка. Отремонтировано 1400 штампов и изготовлено 36 новых. По модернизированным мостам типа "Спайсер" рекламаций стало в пять раз меньше, чем по мостам прежней конструкции. Конечно, работы над качеством впереди еще достаточно, и автозавод не собирается останавливаться на достигнутом.
С апреля 2004 года на УАЗе внедряется новая производственная система. Разработана она с учетом специфики ульяновского производства и опирается на японский опыт. Цель уменьшить время простоев, повысить производительность труда, улучшить качество продукции. В рамках этой программы в цехах завода выделено девять эталонных участков. Там уже достигнут определенный положительный эффект, постепенно опыт распространяется на все предприятие. По словам исполнительного директора ОАО "УАЗ" Сергея Юрасова, простои конвейера, например, снизились в несколько раз.
      "Патриот" без компромиссов
Российское правительство тем временем опять заявило о необходимости поддерживать отечественный автопром. Однако и три года назад, когда утверждалась Концепция развития этой отрасли, раздавались голоса, что для поддержкитребуются более решительные шаги, а половинчатые меры ничего существенного не дадут. Вот какой видит государственную помощь российскому автопрому Юрасов: - Во-первых, таможенные пошлины на ввоз в страну подержанных иномарок, особенно пятилетних, недостаточно высоки, чтобы серьезно влиять на ситуацию, остановить их массовый наплыв на наш рынок. Выходит, мы финансируем зарубежного производителя и губим своего. Думаю, пошлины можно поднять. Во-вторых, в российских бюджетных структурах сегодня довольно старый автопарк: федеральная власть должна как-то стимулировать его обновление и заодно давать работу отечественным автозаводам. В-третьих, неплохо бы свести к минимуму инвестиционные риски в автопроме, отнеся, например, на себестоимость финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Это только часть предложений.
На 2005 год УАЗ поставил себе задачу сохранить объемы продаж на уровне прошлого года. Остается и амбициозная цель - поставить летом на конвейер "Патриота". Работы над этим проектом идут по графику. В новом внедорожнике УАЗ хочет воплотить все свои лучшие разработки последних десяти лет, сохранив традиционно высокую проходимость. Никаких мелочей, никаких компромиссов по качеству в машине быть не должно, заявлял не раз генеральный директор ОАО "УАЗ" Виктор Клочай. На "Патриот" у автозавода большая надежда: выпуск этого автомобиля должен существенно улучшить экономическую ситуацию на предприятии. Так, по крайней мере, задумано.
Сокращение затрат по всем направлениям - вторая приоритетная цель.
Нынешний год начался для УАЗа не совсем удачно. В январе из-за непоставок двигателей с остановившегося Заволжского моторного завода программа месяца была выполнена лишь на 71 процент. Зато потом рынок, слегка проголодавшийся по "уазикам", стал их охотно потреблять. Сейчас, как сообщил Юрасов, идет рост в продажах, особенно увеличился спрос на грузовой ряд: эти машины собирают сегодня в три смены - впервые лет за двадцать.
Хотя отставание от бизнес-плана, вызванное январским спадом, на 2000 автомобилей сохраняется. УАЗ старательно наверстывает упущенное. А от правительства российский автопром внятного решения пока так и не дождался.
Одобрив в целом среднесрочный план развития до 2008 года, министры взяли пару месяцев на доработку.

Антон ПРОХОРОВ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz