UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 21 мая 2005 года №72-73(2630-2631)


   СТРАНА СОВЕТОВ 
Сказкотерапия


Чтение книг, как показывают последние научные исследования, не только духовно обогащает человека, но и является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. А чтение сказок, оказывается, отличный способ оградить ребенка от психологических проблем. Так что, читая малышу сказку о Мертвой царевне или Синей бороде, не бойтесь напугать его, полученный микростресс только подготовит ребенка к реалиям нашей жизни. То есть сказка содержит в себе больше, чем только намек, она позволяет сохранить здоровье. Рассказать о новом взгляде на сказки мы попросили психолога Центра социально-психологической помощи семье и детям Ирину Кобелеву.
Если абсолютно все народы мира передают сказку из поколения в поколение, значит, это для чего-то нужно? А нужна сказка для знакомства ребенка с наиболее общими законами жизни, когда добро побеждает зло, смелость - трусость, смекалка - глупость.
Каждая из них имеет свою задачу: например, "Колобок" учит, что если перейти границу между домом и внешним миром, то ждут опасности. У малыша существует серьезная психологическая проблема взаимоотношений со временем: к примеру, когда ему говорят, чтобы он не сейчас ел конфету, а потом, после обеда.
А ребенку очень трудно дотерпеть до после обеда. Или говорят: "Когда вырастешь взрослым, тебе пригодятся эти знания". Для ребенка это все равно, что никогда! В "Трех поросятах" Ниф-Ниф играет и валяется в лужице, не может отложить свои удовольствия на потом, чем очень похож на большинство малышей. А Наф-Наф строит дом, чтобы потом в нем спастись от Волка. И именно он учит терпению, умению откладывать удовольствия на потом. Сказки "Аленький цветочек" и "Царевна-лягушка" учат увидеть в некрасивом человеке добрую душу, полюбить его.
Если ребенок не уверен в себе, ему кажется, что его не любят окружающие, значит, пора читать и перечитывать сказку про гадкого утенка, и у малыша появится уверенность, он поймет, что испытания временные, их нужно пройти, чтобы быть победителем. Словом, чем больше разнообразных сказок ребенок услышит, тем лучше он будет подготовлен к выходу в большой мир.
Ученые, проанализировав сказки с точки зрения психологии, сделали вывод, что они важны для роста полноценной личности не меньше, чем солнце и витамины. Если в детстве ребенку мало читали, то личность вырастет неустойчивая, слабая, незащищенная. При этом наши юмористы и сатирики вовсю потешаются над русскими народными сказками, и народ вместе с ними хохочет над бессмысленными ситуациями.
- Но сатирики интерпретируют сказку через логику взрослого, - говорит Ирина Кобелева. - А ребенок ее воспринимает исходя из своей логики. Сказка про Иванушку-дурачка создана именно для ребенка, которому очень трудно отождествлять себя с королем - он не такой всемогущий, и не все его желания исполняются. Малышу ближе неумехаИванушка, у которого поначалу ничего не получается, но в конце он женится на царевне и получает полцарства. Сказка воспитывает замечательное свойство - веру в будущее, что все закончится хорошо. Если родители боятся, что сказки воспитывают лень и представление, что все проблемы должны решаться по щучьему велению, тогда они могут читать больше немецких сказок, в которых есть и трудолюбие, и практицизм.
Значение сказки учеными признано столь серьезным, что в одном из институтов практической психологии страны открыт курс сказкотерапевтов, то есть специалистов, которые решают психологические проблемы через сказки. У психолога не каждый ребенок готов высказывать свои проблемы, а, сочиняя вместе сказку, вытащить его мысли легче. Такой же метод существует и для взрослых: сказки для своих клиентов сочиняют психотерапевты. И вроде бы никакой работы, человек просто слушает, но как он слушает, какая идет внутренняя работа, сколько он испытывает переживаний!
Эффект от сказок Ирина Кобелева сравнивает с физической тренировкой, когда сердечные мышцы, получая регулярную нагрузку, начинают лучше работать. Во время прочтения сказки тоже происходит своего рода тренировка, ребенок после сказочных микрострессов внутренне готов воспринять жизненные.
Читая сказки детям ранимым, впечатлительным, нужно смотреть на их реакцию, советует психолог, жесткие сцены можно пропустить или смягчить. Для того чтобы видеть реакцию ребенка, сказку лучше не читать, а рассказывать. Не рекомендуется вводить в сказку элементы современной жизни: трамваи, светофоры, милиционеров и так далее. Тогда возникает опасность, что граница между реальным и сказочным миром сотрется, ребенок может ожидать и в трамвае дракона и милиционера с Бабой Ягой. Недаром в начале сказок идет оговорка, что произошло это в тридевятом царстве-государстве.
Сказка имеет большую значимость, чем мы можем себе представить. Сейчас родители детям чаще предлагают энциклопедии, они, конечно, хорошо развивают интеллект детей, но нельзя забывать и об эмоциональном мире ребенка.

Алсу ИДРИСОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz