Школьная родина
Завтра гимназия №3 отмечает 185-летие
В Мариинке - перемена. В вестибюле ребячий гам, споры и смех. На подоконнике сидят мальчик с девочкой и слушают музыку: один наушник от плейера у мальчика, другой - у девочки. В холле юные пары репетируют вальс - готовятся к юбилейному концерту. Словом, обычный школьный день. Только через десятки лет он станет историей, когда-нибудь в гимназической летописи появится описание этих подробностей школьной жизни, а новое поколение будет удивляться: как же необычно было в гимназии в год ее 185летия. Как сегодня удивляемся мы, заглядывая в сохранившиеся воспоминания столетней давности. Гимназии 14 лет: лучше, чем в Петербурге "Воспитанниц здесь готовят не для блестящих приемов в салонах, где бы они болтали с гостями по-французски, а готовят хороших помощниц для своих неимущих родителей, которые смогут сами зарабатывать себе кусок хлеба", - писал товарищ министра внутренних дел гр.Строганов, побывавший в 1834 году в Доме трудолюбия Симбирска. По его словам, даже в Петербурге лучшего учебного заведения не было, так как оно имело практический смысл. 87 лет: все наоборот Счет классов здесь велся в обратном порядке: самый старший класс - первый, а самый младший - седьмой. Оценка знаний была 12-балльная, так что "5" означало "плохо", а "12" - "отлично". Классные дамы были чопорны, в их обязанности входили воспитательная работа и осмотр у учениц одежды, рук, зубов, шеи, головы. При встрече с преподавателем был обязателен реверанс. Учителя ходили в форменных мундирах. Носить форму были обязаны и гимназистки: коричневое платье, на груди которого должно быть строго семь складок, расположенных на точном расстоянии друг от друга. Фартук - черный и гладкий. Бывшая гимназистка Никифорова вспоминала, как старшеклассницы сшили фартуки с красивыми складками, так девочек на уроке рукоделия заставили их распарывать. К классным дамам нужно было обращаться на французском или немецком языке. 100 лет: оценки голосованием В 20-е годы новое государство строило школы нового типа и увлекалось новыми идеями. Так, переход в следующий класс определяли не оценки, а школьный совет, куда входили учителя и человек 3040 учащихся. Участь школьников решалась голосованием. И дети, не желая оставлять на второй год своих сверстников, голосовали даже за двоечников. Классы стали называть бригадами. 8А, например, назывался 1-й бригадой 8-го года. Было намерение заменить звонок гудком, как на заводах. Дело встало только за тем, что не нашли подходящего гудка. Школа №3 активно включилась в поход против неграмотности. В январе-феврале были сделаны каникулы, и учащиеся уезжали в деревни учить детей читать и писать. 150 лет: вишневый сад В 70-е годы прошлого века школа №3 выделялась тем, что у нее был свой фруктовый сад. Он находился на улице Гончарова, сейчас на этомместе осталась лишь лужайка. Пройти в него можно было только через спортзал школы. Занималась садом учитель биологии Антонина Петровна Шлычкина, а ученики помогали сажать цветы, полоть, поливать. Сад все любили и берегли. Иногда под деревьями можно было увидеть шушукающихся девчонок и мальчишек там зарождалась детская любовь. Как и когда срубили деревья, теперь уже мало кто помнит. Но это была потеря не только для школы, но и для всего города. А история 185-летия гимназии №3 пока только пишется. Еще каждый гимназист и учитель может внести в нее свою лепту, оставить в ней свой след.