UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 12 мая 2005 года №67(2625)


"Теперь стонут и ждут, когда кончится работа"


Нынешний весенний музыкальный фестиваль завершился грандиозной музыкой Чайковского - зал Мемцентра заполнила торжественная увертюра "1812 год" со звоном литавр, колоколов, фанфар. Музыка лилась не только со сцены, но и с амфитеатра, балконов, лоджий - и всей этой музыкальной феерией управлял дирижер Сергей Скрипка.
Концерты с нашим симфоническим оркестром он дает не впервые и не скрывает, что любит наших музыкантов, а еще наш город, поэтому в его обязательную программу входят прогулки по старым улицам, посещения музеев, библиотек. Что весьма лестно, в то время как другие к Ульяновску в основном относятся скептично.
Перед отъездом мы встретились с маэстро, чтобы поговорить о прошедшем концерте, музыке, но поскольку Сергей Скрипка является прежде всего киношным дирижером, разговор мягко перетек к фильмам, режиссерам и актерам.
- Вы с государственным оркестром кинематографии участвовали в создании более 600 фильмов и, конечно, невольно становились свидетелем событий. Что-то особенное из работы над фильмами запомнилось?
- Режиссер дирижера посвящает в свой замысел очень редко. Сценарии строго расписаны, видимо, экономят бумагу. Но один режиссер все же считает необходимым, чтобы дирижер тоже был в курсе сценария это Эльдар Рязанов. Впервые я оказался на съемках его фильма "Гараж". Эта картина снималась многокамерным методом. Минут по 50 подряд шли целые куски, все время работали телевизионные камеры, а к каждой из них была подключена еще пленочная. Эльдар Рязанов только показывал, какую включать, и по сути он тут же монтировал пленку. И актеры после дубля сразу же отсматривали свою работу и видели, что получилось. В то время это был очень прогрессивный метод, он позволял снять фильм за короткое время, Рязанов свой "Гараж" снял где-то за 24 дня. Я попал в студию в тот момент, когда Андрея Мягкова возили по столу животом туда и обратно, чтобы достать листочки, которые он якобы съел. Когда дубль закончился, Мягков вскочил и говорит: "Все! У меня все стерли, пора к гинекологу!". Вдруг возглас Гафта голосом Брежнева: "Дорогие товарищи! Малая земля!". Книга тогда только была написана. Хохот стоял. На съемочной площадке каждый острил - просто фейерверк юмора. Я там пробыл полчаса, а впечатление осталось на всю жизнь.
- А как обычно складываются отношения режиссеров и дирижеров?
- Обычно режиссеры вмешиваются в музыкальный процесс, пыхтят и создают рабочую атмосферу. Исключение - Марк Захаров. С ним работалось всегда очень спокойно, на записион сидел себе тихонечко в стороне, ни слова не говорил, никому не мешал. Он полностью доверял композитору и дирижеру. Но сейчас он, к сожалению, уже не снимает фильмы. Так же работал с Роланом Быковым в фильме "Чучело". Он сидел во время записи, и перед ним лежала стопка старого перекидного календаря, и он на каждом листочке то стихотворение писал, то рисовал шаржи. А в это время процесс шел сам по себе. Одно стихотворение у меня до сих пор хранится, написано "Сергею Ивановичу лично и секретно". Помню его наизусть. Ролан Быков был очень сложный, очень закрытый человек. Как-то мы сидели за столом, он с кемто обсуждал фильм, потом тема "сползла" в политику. Ролан на меня опасливо посмотрел: "Извините, мы с вами недавно знакомы". Сдерживался, чтобы ненужное не сказать. На премьере "Чучела" сидели за одним столом с Роланом Быковым, Юрием Никулиным - замечательная была компания. И Юрий Владимирович захотел сказать тост. Но начал с анекдота: "Сидят две мышки в книгохранилище и грызут пленку. Одна другую спрашивает: - Ну как?
Другая говорит: - Нет, в сценарии было лучше.
Так выпьем за автора сценария".
- Говорят, лучшие произведения те, которые рождаются в муках. Так ли это?
- То, что в муках рождается, мучительно и выглядит. Мой последний опыт - это сериал "Звезда эпохи". Работа была тягостнейшая, правда, режиссер Кара автора этих мучений даже не поблагодарил и не посчитал нужным указать мое имя в титрах.
Кара - конфликтный человек. Он придирался к каждой ноте.
Скандалил с актерами. Это человек-легенда. Все считают, что он снял гениальный фильм "Мастер и Маргарита", он до сих пор где-то лежит на полке.
Но если бы фильм вышел на экраны, то это для Кары стало бы, думаю, концом легенды.
У меня был опыт сложнейшей работы по восстановлению музыки мультфильма "Снежная королева". Японцы в свое время закупили пять наших лучших старых мультфильмов: "Гуси-лебеди", "Двенадцать месяцев", "Снежная королева" и другие. А у нас, как обычно бывает, фильм сделали и забыли, все исходные материалы - отдельно записанные шумы, музыка и реплики - потеряли.
Они необходимы для того, чтобы дублировать фильм. Нужно восстанавливать музыку, а партитура исчезла. Пришлось симфоническую музыку восстановить нота в ноту и "уложить" в фильм с точностью до секунды. Иначе брак. Такая же работа была, когда наши закупили французский фильм "Орфей", где снимался Жан Маре. Там изумительная музыка Жоржа Орика. Фильм купили, а исходных материалов в нем не оказалось. Полтора месяца восстанавливал всю партитуру.
- В свой прошлый приезд к нам вы рассказывали, что в современном кино не остается места серьезной музыке, оркестр приглашают редко. Ситуация не изменилась?
- Изменилась, и очень, с октября прошлого года оркестр работает с утра до ночи.
Последние наши фильмы - "Турецкий гамбит", "Статский советник". Оркестранты переживали, когда не было работы, теперь стонут и ждут, когда же она кончится. При этом музыканты живут по-прежнему тяжело. Оркестры Москвы поставлены в неравные условия, некоторые из них получили гранты президента и имеют по 900-1200 долларов в месяц. А мои получают по сто долларов. Но я хочу сказать, в оркестре нет текучки, значит, людей привлекает еще нечто помимо денег. Мы теперь работаем не только в студии, но и даем концерты, а подпитку музыкант может получить только на сцене. Вообще с годами жизнь становится хоть и не легче, но интересней. Молодой задор уходит, а появляются болезни и страхи, но я стараюсь их близко не подпускать. И живу сегодняшним днем.

Алсу ИДРИСОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz