В номере за 14 апреля "СК" опубликовал статью "Медслужбе выгодны трупы". Факты, о которых сообщалось в материале, нас потрясли, и мы решили рассказать о них читателям. Речь шла о "сотрудничестве" службы "Скорой помощи" и контор ритуальных услуг. Врачей "Скорой" буквально обязывали извещать ритуальщиков о смерти пациентов. За это "Cкорая" получала наличные - за каждого умершего. В результате вслед за визитом бригады врачей в квартиру пациента звонили люди из похоронного бюро и предлагали родственникам больного свои услуги. Были случаи, когда это происходило даже еще до смерти пациента. Часть врачей "Скорой" не выдержала такого режима и обратилась в газету. Роль "стервятников" давит на их психику. И вообще - ситуация очень скользкая: мало ли что может прийти в голову человеку, если он знает, что каждая смерть - это его потенциальный заработок. Если говорить открытым текстом, больного не обязательно ведь специально умерщвлять, достаточным может оказаться и просто не дать ему вовремя лекарство или не сделать укол. Увы, между строк нам пришлось вписывать и эту чудовищную, но совсем не невозможную в наш циничный век мысль. На статью долго не было никакой официальной реакции. Пришла она накануне праздников - в виде письма руководства больницы скорой медицинской помощи. Похоже, нас не вполне поняли. Подумав, мы решили опубликовать это письмо. Полностью и без комментариев. Читатель рассудит сам. "Часть фактов, изложенных в статье "Медслужбе выгодны трупы", имели и продолжают иметь место. К сожалению, истине не соответствует ни само название статьи, ни форма подачи имевших место фактов, которые извращены и перемешаны с домыслами то ли автора, но ли анонимных информаторов. В последние годы взаимодействие медицинских работников с представителями фирм по оказанию ритуальных услуг получило широкое распространение во многих городах страны. Не обошло это явление и Ульяновск. В то же время ни для кого не секрет, что финансирование муниципального здравоохранения в целом и "Скорой помощи" в частности, мягко выражаясь, недостаточное. И хотя после прихода к руководству городом новый мэр встретился с представителями "Скорой помощи", выслушал и вник в существующие проблемы с транспортом, обеспеченностью портативной лечебно-диагностической аппаратурой и в других вопросах и обещал помочь по основным проблемам; мы понимаем, что никто не в состоянии сразу разрешить проблемы, копившиеся годами. И вот попытка самостоятельно решить хотя бы часть вопросов улучшения бытового положения сотрудников, находящихся на дежурстве, и сподвигла нас на принятие в качестве эксперимента столь неоднозначного решения как взаимодействие с общественной организацией руководителей похоронных предприятий в области информационного сотрудничества. В соответствии с существовавшими договоренностями врач или фельдшер, прибывший для констатации смерти, после исполнения своих должностных обязанностей, если не возражали родственники, оставлял визитку с телефоном справочно-информационной службы, тем самым оставляя право выбора - обращаться или нет по оставленному телефону - за родственниками. После возвращения выездной бригадой передача таких данных осуществлялась диспетчером подстанции. Категорически запрещалось передавать факты смерти, наступившей в присутствии бригады "Скорой помощи". Деньги по итогам работы за месяц поступали на расчетный счет централизованной бухгалтерии и в дальнейшем использовались для решения имеющихся проблем. Сумма за переданную информацию составляла 100 рублей и практически не могла оказать влияния на стоимость всего комплекса ритуальных услуг. Данная сумма многократно (в 7 - 10 раз) меньше суммы, получаемой информатором при информировании "своих" агентов в обход существующих договоренностей с БСМП. Такая информация не поощрялась администрацией "Скорой помощи", и это не устраивало этих лиц, что, по-видимому, и явилось причиной их обращения в вашу редакцию. Деньги не шли на оплату труда ни одной из категорий сотрудников "Скорой помощи", как утверждает ваш корреспондент, а только на решение имеющихся проблем. Так, за прошлый и часть этого года на внебюджетные средства для улучшения быта сотрудников "Скорой помощи" было приобретено несколько телевизоров, компьютер для диспетчерской станции скорой медицинской помощи, более десяти электрочайников, утюги и прочие предметы бытового назначения. Кроме этого приобретена бумага на несколько тысяч рублей для изготовления карт вызовов. В настоящее время за эти же средства регистрируются и оформляются санитарные автомобили, поступившие в службу 6 апреля. Причина одна - это единственный реальный финансовый источник в настоящее время для решения этих и прочих очередных проблем "Скорой помощи". К сожалению, как мы убедились, предложенная схема практически не работала. Те сотрудники (часть диспетчеров и фельдшеров выездных бригад), которые обладали данной информацией, продолжали сотрудничать со своими агентами в обход официально существующей договоренности, именно в этом основная причина прибытия сотрудников ритуальных услуг вслед за "скорой". Домыслами являются и якобы имевшееся распоряжение о подготовке на всех подстанциях помещений для размещения сотрудников ритуальных контор (вашим информаторам надо было дождаться осуществления этого "грандиозного" проекта и сделать это фактом, а не лживым вымыслом). По мнению руководителя адвокатского кабинета "Симбирск - адвокат" И.Х.Санатулова, действия по передаче подобной информации являются законными и правомерными. Передача сведений о фактах смерти граждан в письменной либо в устной форме действующим законодательством не запрещена. Более того, указанные действия могут расцениваться как социально значимые, поскольку позволяют оградить граждан от участия в организации погребения и иных связанных с ним действий некомпетентных лиц. В настоящее время эксперимент признан неудавшимся и взаимодействие прекращено, одновременно исчезла и возможность хотя бы частичного решения имеющихся проблем самостоятельно. Что же касается моральной стороны дела и профессионального долга, то здесь, на наш взгляд, аморально и неэтично браться за публикацию таких статей в вашей солидной и уважаемой в городе газете, не разобравшись в существе проблемы. Единственно в чем мы согласны, что сотрудники "Скорой помощи" должны заниматься организацией и оказанием помощи населению, а не поиском способов решения финансовых проблем своей службы.