UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 25 июня 2005 года №91-92(2649-2650)


   ИСТОРИЯ КАТАСТРОФ 
Погубленный ребенком


В конце марта 1994 года в Сибири, в районе Междуреченска, разбился аэробус «А-310». Авиакатастрофа была необычной. В момент трагедии за штурвалом сидел 14-летний подросток, сын командира воздушного лайнера.
      Исчезнувший «борт»
Аэробус «А-310» совершал рейс Москва - Гонконг. На борту находилось 63 пассажира и 12 членов экипажа. Третий час полета проходил нормально. Самолет шел на автопилоте, на заданной высоте. Ничто не предвещало трагедии.
Примерно в девять часов вечера аэробус неожиданно исчез с экранов радиолокаторов.
Ульяновский пенсионер Валерий Севченко, работавший в то время в аэропорту Новокузнецка, рассказал корреспонденту «СК» некоторые подробности.
«Наши диспетчеры сразу же сообщили об исчезновении «точки». Все службы пытались связаться с экипажем, но безуспешно. Самолет не подавал никаких сигналов. Через некоторое время пришло сообщение, что аэробус разбился.
Упал с высоты десять километров, но почему-то экипаж не успел ничего передать на землю. Сразу же были организованы поиски. Поздно ночью поступила информация, что местные жители видят горящие обломки самолета. Лайнер лежит на склоне горы в 15 километрах от города Междуреченска. Там непроходимые леса, поэтому спасателям пришлось прокладывать дорогу.
Помню, один из них нам потом рассказывал, что, когда они подошли к месту трагедии, увидели лишь груды металла. Самолет разбился вдребезги. Никто из людей не выжил. Фрагменты тел разбросаны на большой территории и словно вдавлены в снег. Говорили, что на месте падения нашли много долларов, едва ли не миллион. Много золотых украшений, различные драгоценности. Люди в Гонконг летели состоятельные. Человеческие останки сначала клали в полиэтиленовые мешки, а потом в гробы и отвозили в Новокузнецк. Среди погибших спасателям удалось отыскать и двух подростков. Это были дети одного из членов экипажа. Спасатели нашли и два «черных ящика». Они сильно обгорели и деформировались.
Для расшифровки бортовые самописцы отправили во Францию, страну-производителя самолета».
      Сын сел на место отца
Поисково-спасательные работы на месте катастрофы велись довольно долго. Найденные части аэробуса потом перевезли в ангар авиапредприятия Новокузнецкого аэропорта.
Туда же приехали представители французских корпораций, которые выпускали самолет.
Авиакатастрофа сразу же обросла всевозможными слухами. Говорили, что лайнер столкнулся с НЛО или каким-то небесным телом. Действительно, все выглядело странно. Все системы самолета работали нормально, никаких аварийных сигналов. Экипаж опытный. И вдруг катастрофа.
Позже заговорили о теракте и разгерметизации корпуса, которая и вызвала мгновенную смерть экипажа и пассажиров.
Выдвигались и другие версии, среди них и та, что якобы кто-то из родственников летчика нажал не на ту кнопку. Но специалисты утверждали, что этого не может быть. Самолет совершенен.
- А когда расшифровали бортовые самописцы - прошел, наверное, год после катастрофы, - то выяснилось, что самолет завалил ребенок, - рассказывает Валерий Севченко. - Отец разрешил сыну занять кресло пилота, а сам отошел в угол кабины, снимал его на видео. Он твердо знал, что ничего страшного не произойдет, ведь самолетом управляет автопилот, да и рядом сидит второй летчик.
      Смертельная игра
По расшифровке записей «черного ящика» произошло примерно следующее.
...В экипаже два человека командир и второй пилот. Командир Кудринский взял в рейс своих детей - 12-летнюю Яну и 14-летнего Эльдара. Около девяти часов вечера самолет прошел Новокузнецк. Сын командира просится за штурвал. В принципе ничего особенного. Иногда отцы-летчики разрешают своим отпрыскам подержаться за штурвал. Так сказать, под присмотром поиграть в пилота.
Командир усаживает парня на свое левое кресло. Сын спрашивает отца: «А штурвал покрутить можно?». Кудринский разрешает и говорит, мол, если будешь крутить влево, самолет пойдет влево. Отец командует: «Поворачивай!
Смотри за землей, когда будешь крутить! Поехали влево.
Влево крути!».
Командир не волнуется ведь машина на автопилоте.
Повороты штурвала не помешают полету. Хотя, как опытный летчик, он прекрасно знает, что на аэробусе автопилот отключается не только «красной кнопкой», но и при воздействии на штурвал. Этот момент даже оговорен в эксплуатационной инструкции.
Самолет идет на автопилоте, но мальчик вдруг кричит, что машина поворачивается.
Командир и второй пилот думают, что ребенок шутит, и внимания не обращают.
В этот момент дочь командира решила вернуться в салон, неинтересно стало в кабине. Отец стал уговаривать ее остаться.
Сын тем временем во всю играет в летчика, крутит штурвал.
И огромный лайнер подчиняется ребенку. Машину слегка тянет вправо. Эльдар испуганно спрашивает у отца: «А чего это самолет поворачивается?».
Командир встревожено переспрашивает: «Сам поворачивается?». Сын отвечает, что сам.
Начинается сильная вибрация. Еще можно попытаться вручную выровнять машину, но никто этого не делает.
«Влево крути! Влево!» кричит командир. Грохот и тряска усиливаются. Экипаж не понимает, что происходит. Командир требует, чтобы сын немедленно встал с кресла. Но из-за сильной перегрузки парень не может подняться.
И тут самолет заваливается и входит в смертельный штопор. Автопилот отключается. Судя по репликам, летчикам удается все-таки выйти из штопора. «Выходим, выходим!». Но земля рядом, каких-то 300- 400 метров, да, как на зло, на пути вырастает сопка...
P.S. После этого случая разработчики «А-310» доработали машину. Но она сейчас практически не используется российскими авиакомпаниями.

Арсений КОРОЛЕВ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz