Не палите зря деньги и время,
или О правилах предоставления земли для личного подсобного хозяйства
В Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области часто обращаются граждане, которые просят зарегистрировать право собственности или договор аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Однако в большинстве случаев земельные участки предоставляются с нарушением действующего земельного законодательства. В чем же состоят нарушения? Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в пункте 11 статьи 30 говорит о том, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам без предварительного согласования места размещения объекта. Это значит, что в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен только путем проведения торгов. Однако главы районов своими распорядительными актами отдают землю без торгов, напрямую заключая с гражданами договоры купли-продажи. Подобные сделки противоречат закону. Хотелось бы предостеречь граждан от заключения таких договоров и сообщить, что при обращении за регистрацией права собственности Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области будет вынесен отказ в государственной регистрации и деньги, внесенные в качестве госпошлины за регистрацию, гражданам не вернут. В этом состоит первое нарушение. В качестве второго нарушения закона можно назвать предоставление в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства путем присоединения к уже имеющимся у граждан земельным участкам. Такое предоставление является способом обойти закон. Кроме того, присоединять, делить, объединять и т. д. земельные участки может только то лицо, которому они принадлежат на праве собственности. Ведь никому не придет в голову присоединять к своей квартире другую квартиру, которая принадлежит другому лицу. Так почему же можно присоединять к своему участку чужой земельный участок? Третье нарушение выявлено при предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Все та же статья 30 ЗК РФ говорит, что в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки можно предоставлять двумя способами: путем проведения торгов; путем предоставления без проведения торгов. Хотелось бы подробнее остановиться на втором варианте. Даже если орган местного самоуправления принял решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов, то все равно должна быть соблюдена определенная процедура. После того как глава района принял решение предоставить земельный участок без торгов, в средствах массовой информации, определенных специально для этого, публикуется сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов. И если поступила только одна заявка на один земельный участок, то он может быть передан этому лицу без проведения торгов в аренду. Если же поступило две или более заявки, то должны проводиться торги. Как видно, процедура несложная, но почему-то органы местного самоуправления нарушают и ее. Четвертое нарушение состоит в том, что предоставляться гражданам должны земельные участки, которые сформированы как объекты недвижимости и прошли государственный кадастровый учет. Как правило, указанные работы органами местного самоуправления возлагаются на граждан, что противоречит законодательству. Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области доводит до сведения работников органов местного самоуправления и граждан указанные нарушения и надеется на их устранение. Нарушение законодательства непременно приводит к приостановлению государственной регистрации, отказу в государственной регистрации, что оборачивается для граждан потерей времени и денег.
Л.КОМАРОВА, начальник отдела регистрации прав на земельные участки.