UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 23 июля 2005 года №104(2662)


   ЗОЛОТОЕ ПЕРО 
Уроки древней Италии


При входе в музеи Ватикана охранники службы безопасности досматривают и обыскивают так, как не выпотрошат даже в самом строгом аэропорту. Отбирают маникюрные ножницы и пилочки для ногтей. Заставляют пройти сквозь реагирующую на присутствие взрывчатки "раму".
Обоснование: арабские террористы обещали взорвать католическую твердыню. Под угрозой собор Святого Петра и фрески Микеланджело. А также остальные храмы и музеи Италии, куда, увы, можно беспрепятственно входить с сумками и полиэтиленовыми пакетами. Время тоже своеобразный террорист - оно не щадит холсты, краски и мрамор. Недавно под влиянием веков обрушилась крыша миланского Ла Скала. Неужели когда-нибудь великие памятники прошлого сохранятся только в памяти?
Римские руины полны преданий и легенд и каких поучительных для русских визитеров!
Нерон воздвиг себе статую, покрытую золотом, высотой 36 метров. Последующие императоры не стали ее разрушать: каждый из них лишь придавал лицу скульптуры свои черты. Чем не история КПСС? Конная статуя Марка Аврелия уцелела случайно: ее в средние века не переплавили на оружие только потому, что изображение язычника приняли за памятник императору Константину, который разрешил в империи христианство. Увы, от времени с изваяния сошла позолота. Поверье гласит: когда она вернется, а сова меж ушей коня заухает, наступит Страшный Суд и конец света. Отдаленно напоминает русскую пословицу о раке, который на горе свистнет.
А вот легенда (вымысел или притча?) - будто прямо из нашего сегодняшнего дня. Заботясь о своем будущем надгробье, Папа Юлий II приглашает обсудить проблему молодого скульптора Микеланджело. Против юного гения усиленно интригует маститый архитектор Браманте, который хочет, чтобы престижный заказ достался его родственнику. Он нашептывает Папе, чтобы Микеланджело поручили не скульптурные работы, а роспись потолка в церкви. Помешал ли Браманте великому мастеру? Нет, скорее помог: гений победил интригу. Менее четырех лет ушло у художника на роспись Сикстинской капеллы - может быть, величайшее свое творение.
А дальше еще интереснее. ПапаПавел III вновь приглашает в Ватикан уже 59-летнего Микеланджело. Художник работает над знаменитым "Страшным Судом". Папа навещает художника, интересуется, как идет работа. Его сопровождает кардинал Беачо и высказывает свое мнение: "Этим фигурам пристало находиться либо в таверне, либо в публичном доме".
Свой вердикт кардинал произносит громко, не стесняясь присутствия Микеланджело. Художник молчит. Но когда визитеры удаляются, принимается за осуществление коварного плана.
Тот, кто помнит фантасмагорию Страшного Суда, наверняка не забыл и мужскую фигуру с ослиными ушами в правом нижнем углу. А ведь это портрет кардинала Беачо! Кардинал уловил сходство и взмолился о пощаде. Тщетно! Микеланджело не простил завистнику и дураку посягательства на святое искусство. Кардинал бросился к Папе. Тот лишь развел руками: "Если бы ты был изображен в раю, я бы еще мог вмешаться. Но ты определен художником в ад, а на ад моя власть не распространяется".
В разговорах об искусстве чиновным невеждам лучше помалкивать - иначе предстанут перед вечностью с ослиными ушами...
Флоренция... Именно здесь, в родовой церкви, Данте встречался с Беатриче. Впоследствии поэт был изгнан из Флоренции (политические распри!) и умер в Равенне. Там он и похоронен.
Флорентийцы пытались заполучить его прах, но равенцы ответили: "Кто не оценил его при жизни, тот не оценит и после смерти". Разве не похоже на похороны нобелевского лауреата Иосифа Бродского? Поэт, родившийся в российской Северной Венеции, погребен в Венеции настоящей, итальянской... Впрочем, со временем земляки великих поэтов все же умнеют: флорентийцы создали Данте мемориал в церкви Святого Креста, хотя памятник ему воздвигнут над пустой гробницей. А рядом похоронены знаменитый Россини и великий Николо Макиавелли, чья пережившая века мудрость: "Цель оправдывает средства" и по сей день не изгладилась из домашнего лексикона циничных политиков.
Флорентийский Золотой мост, где расположены ювелирные лавки (цены тут будь здоров!) местные жители с юмором называют мостом женских вздохов и мужских стонов...
Отменяют ливзрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне романы Толстого и Диккенса? Поэмы Ахматовой и Цветаевой? Пьесы Шекспира и Чехова? Перечеркивает ли захват заложников в культурном центре на Дубровке и школе в Беслане полотна Веласкеса и Рембрандта, Тинторетто и Гойи, Тициана и Эль Греко? Вопрос не притянут за уши, как может спервоначалу показаться. Те, кто направлял самолеты с захваченными пассажирами в переполненные людьми здания, кто заставлял заложников ходить по нужде в оркестровую яму, выросли на иных ценностях - если их можно назвать ценностями...
Так нужна ли культура в наступившем ХХI веке, если она не способна остановить убийства, прекратить сеющие смерть распри? Вот о чем невольно задумываешься сегодня.
Аналогичные сомнения, конечно, возникали и раньше - во времена Шекспира ("Все мерзостно, что вижу я вокруг"), после второй мировой войны, Освенцима и Майданека, после вскрывшейся правды о сталинских лагерях. Какие книжки и спектакли, кому нужны архитектурные излишества на теле Земли, если возведены они над карьерами, доверху засыпанными пеплом сожженных жертв?!
Но мало-помалу сознание человечества приходило в норму - и под влиянием искусства в том числе. Оседал пепел, стучавший в обнажившиеся сердца. Время лечит...
Каков вывод? Он, пожалуй, продиктован самой жизнью. До цели не долетел, упал на полпути к Вашингтону самолет, пассажиры которого оказали сопротивление террористам. Такое непокорство в планы бандитов не входило. Возможно, это единственный путь: стоять на своем, отстаивать свои идеалы, не поддаваясь панике и отчаянию. Если вдуматься, на протяжении всей истории цивилизации добро находилось под угрозой пытавшегося восторжествовать зла. Однако каким-то чудом, пусть в редкие моменты, наступало просветление, позволившее выжить и культуре, и человечеству вообще.
Значит - это возможно...
Главный личный итог прикосновения к Италии: я наконец-то понял мудрость покойного деда.
Одной из поразивших меня мыслей, вычитанных в его дневниках, была догадка о причинах краха Римской империи: государство, процветанию которого граждане отдавали свои силы и жизни, со временемпревратилось в монстра, придавившего людей железной пятой. А умирать за деспотизм, за чудовищную диктатуру не захотел никто.
Эта мысль была высказана дедушкой-студентом в начале прошлого века, незадолго до Октябрьской революции, к сожалению, повторившей путь и надежд, и судорог могучего Рима. Только свободным людям под силу великие цели...

Андрей ЯХОНТОВ.



[обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz