Ульяновск лишается одного из своих красивейших архитектурных сооружений - железнодорожного «царского» моста через Волгу в его первозданном виде. Причем происходит это постепенно - на данный момент убрана четвертая часть строения. С этой утратой придется смириться - это необходимо для нормальной жизни не только ульяновцев, но и всей страны. Ведь речь идет о действующем историческом памятнике, который вряд ли кто и воспринимает в этом его качестве. Три дня рождения А начиналось все еще в десятых годах двадцатого века. О необходимости железнодорожной переправы через Волгу в районе Симбирска при царском дворе спорили долго, но около пяти лет - практически безрезультатно. Потом выбирали архитектора и проект и опять спорили о том, какие же земли выделить под строительство. Наконец, 3 марта 1913 года произошла закладка нового моста. Автором проекта стал Николай Белелюбский, построивший до этого в России уже около ста мостов, в том числе Свияжский и Сызранский. Известному архитектору в 1912 году исполнилось 67 лет. Симбирская переправа стала его последней работой, причем самой знаменитой. Заложенный почти век назад железнодорожный мост, как и нынешний автомобильный долгострой, должен был стать самым длинным в Европе: изначально он состоял из девяти пролетов протяженностью по 160 метров каждый. Правда, в отличие от своего современного собрата, он им и стал. И вообще царское строительство можно было бы поставить нашим нынешним властям в пример. Мост был возведен за три года (планировалось за два). Помешал страшный пожар, случившийся в июле 1914 года, - загорелся деревянный мусор, скопившийся под одной из опор. Горело так сильно, что металлические конструкции стали плавиться. Вдобавок в следующем, 1915, году случился оползень на правом берегу Волги, также значительно повредивший уже установленные конструкции. При этом ни во время пожара, ни во время оползня ни один из мостостроителей (а их всего было задействовано около четырех тысяч) не погиб. Торжественное открытие стратегического для всей страны объекта состоялось 5 октября 1916 года. Но настоящим днем рождения моста эту дату вряд ли можно назвать. Первую осень мост действовал не на всю мощность. С 1 декабря на нем открылось временное пассажирское движение, а полноценно он начал действовать только в августе следующего года. И вековая дата смерти Всего на строительство было потрачено 15 миллионов рублей - огромные даже по царским временам деньги. Впечатляет и другая цифра - миллион поставленных заклепок. Наш мост был одним из последних в России, на котором еще не использовалась сварка. Существует даже легенда, что миллионную заклепку сделали не стальной, а серебряной. По крайней мере, такие сведения можно найти в архиве. Монтажники же, занимающиеся сейчас ремонтом переправы, утверждают, что заклепка была не серебряной, а золотой. Наверное, им так интереснее работать - а вдруг попадется та самая, миллионная. Есть и еще одна, более достоверная, архивная история о серебряной плите. На ней были выбиты имена самых первых мостостроителей, но она была замурована в бетонную опору. Срок службы новостроя был определен в 100 лет. Поэтому и разбирают его сейчас - меняют по очереди пролеты. В скором времени поставят четвертый. Новые пролеты, может быть, и надежнее, но уже не так красивы. Старые были арочные, полукруглые. А новые - они обычные, с прямыми углами. Когда-то, когда снимали первый пролет, говорили о возможности сделать из него или музей, или развлекательный комплекс для отдыхающих. Но дальше разговоров дело так и не пошло. Старые пролеты те самые монтажники, мечтающие о золотой заклепке, разрезают и отправляют на металлолом.