Некоторые местные цыгане считают, что к ним относятся несправедливо. По крайней мере об этом корреспонденту «СК» рассказала одна из представительниц этого древнего народа. Не верят в гадания На остановке автобуса ко мне в буквальном смысле слова привязалась цыганка. «Счастливый, дай закурить!». Не знаю с чего, но начал объяснять, что счастливые не курят. Это только подогрело ее. Далее последовало: «Можно спросить? Давай погадаю?» и т.д. Пришлось идти в контрнаступление. Удивительно, но цыганка сама начала разговор о своей несчастной доле. По ее логике выходило, что мы сами создали вокруг них ореол отверженных и напрасно относимся к ним недоверчиво. Женщина посетовала на то, что ее семья живет в жутких условиях. Наспех сколоченный домик, две маленькие комнаты, в которых ютится до десяти человек. Мебели практически никакой. Зимой замерзают, потому что сильные ветра пронизывают помещение насквозь. Денег на жизнь не хватает. Едят два раза в день утром и вечером, после того как мать вернется с заработком. Дети хотят учиться в школах, но там к ним плохо относятся. Никто из учеников не хочет садиться с цыганом за одну парту. Вот и получается, что дети цыган избегают школы. Женщина рассказала, что ее родители не работали, а занимались гаданием, попрошайничеством и продажей вещей. Она пошла по их стопам. Что касается гадания, то это как хобби. Сами не верят в предсказания. Они просто играют на доверчивости людей и стараются хоть что-то заработать. Никто не заставляет подавать руку. Просто цыгане действуют как психологи. «Если человек добрый, он всегда даст копейку, сказала цыганка. Что тут плохого?». Она заявила, что в их таборе не занимаются распространением наркотиков и воровством. Таковы были ее доводы. Пришлось дать ей рубль. На этом мы и расстались... Криминальный талант В городе и его окрестностях проживает более тысячи цыган. Большая часть в районе Верхней Террасы и Чердаклинском районе. Часто область навещают и кочевые цыгане-таджики. Сейчас их можно видеть на центральных улицах. Как правило, их табор квартирует в Засвияжье. На долю цыган приходится около 3 процентов от всех правонарушений. Солидарность между членами табора настолько сильна, что отыскать цыгана, информирующего компетентные органы, практически невозможно. Суд очень часто сочувствует многодетным матерям-цыганкам, попавшимся на правонарушении. Их, как правило, отпускают. Бывает, что в криминал вовлекают несовершеннолетних, которые не подпадают под уголовную ответственность. «СК» не раз рассказывал о цыганских гадалках, многие из которых обладают потрясающей способностью перемещать деньги из карманов клиентов в свой собственный. Немало случаев, когда цыганки якобы гипнотизировали доверчивых людей, и те отдавали золотые украшения и деньги. Достаточно вспомнить недавний случай в Чердаклинском районе, когда цыганки под видом работников собеса украли у бабушки 23 тысячи рублей. В области проводятся операции «Табор», в ходе которых усиливается патрулирование на транспортных узлах и проходят массовые проверки мест компактного расселения цыган. Однако эффект от операций не слишком велик. Не барон, а вайда Ульяновские цыгане объединены в общины, чаще всего именуемые табором, который возглавляет выборный вождь вайда. Распространенный термин «барон» у них не в почете. Вайда регулирует положение дел внутри общины. Улаживает конфликты и решает вопросы брака, ему принадлежит и судебная функция. Кроме того, представляет общину перед административными органами. Кроме вайды, большим влиянием обладают пожилые мужчины старейшины и одна старейшая женщина табора. У каждой общины есть своя касса и суд. Научно-технический прогресс не прошел мимо табора. Современные цыгане ездят на новейших автомобилях, пользуются мобильной связью и даже электронной почтой. А вот свою культуру наши цыгане стали подзабывать. Ульяновцы, соседствующие с ними, рассказывали, что редко теперь в таборе звучит гитара, не увидишь красочных танцев. Да и подзабыты многие цыганские песни. Вместо звучных голосов теперь ревут магнитофоны и музыкальные центры.