Театр драмы представил публике спектакль «Лисички» по пьесе американки Лилиан Хелман. Это первый случай в новейшей истории театра, когда постановка была осуществлена на деньги частного лица - ульяновского бизнесмена Владимира Ртищева. Таким образом меценат отметил свое 50-летие. Он не диктовал театру условий. Юрий Копылов сам выбрал пьесу. Она о том, как деньги убивают людей. После премьеры зрители спрашивали: а кто тут лисички? Ничего уменьшительно-ласкательного в спектакле, кроме его названия, нет. Идет достаточно жесткий рассказ о том, как человек умирает, а танцующие вокруг него лавочники рвут его на части, чтобы дал денег. Когда не дает, просто берут без спроса. Когда уличает в воровстве, помогают умереть. Когда умирает, затевают новую алчную интригу. Вот, собственно, к чему следует приготовиться зрителю, собравшемуся в театр. Когда-то, в советские годы, пьесу ставили не раз из-за сильного социального подтекста: клеймили акул капитализма, а также шакалов, ястребов, ну и лисичек. Ласкательность названия списывали на американский менталитет автора, это у них там лисички, а мы знаем слова покрепче. У Юрия Копылова все не так. Впору писать в программке либретто. Во-первых, он убрал из пьесы все первое действие. Во-вторых, дал в руки главному герою не скрипку (как в пьесе), а саксофон. В-третьих, сделал черных слуг белыми. В-четвертых, в театральной программке поместил вначале исполнителей слуг, а главного героя, которого играет Валерий Шейман, написал последней строкой. Дальше - как в детской головоломке: найди десять отличий. Копылов не только поставил все с ног на голову, он вынул из спектакля цвет. В первом действии все герои в белом (кроме слуг), во втором - все в черном (кроме слуг). Такая шахматная партия. Добавьте к этому ажурную, красивую, но железную клетку, изображающую на сцене очертания дома, где происходит действие. Приправьте великолепной музыкой Гершвина и Миллера, песнями в исполнении Фрэнка Синатры. Представьте, как актеры пританцовывают в ритмах джаза и блюза. А народный артист Валерий Шейман так просто научился нескольким пассажам на саксофоне. Музыка заменяет целые мизансцены и сама становится содержанием, высказанным чувством, страстью. Соберите все это в одну картинку, и вы поймете, что от «Лисичек» осталось одно название. И уж как далек нынешний спектакль от конфликта аристократического Юга и буржуазного Севера, заложенного в пьесе Лилиан Хелман. Мне кажется, Юрий Копылов, народный артист и лауреат престижных премий, всегда, в каждом своем спектакле, говорит об одном - о театре. Страстно - в «Монархах», громоподобно - в «Дьяволе и Господе Боге», иногда - с лукавством, иногда - с печалью. Тут - тоска. Это театр, больной в больном обществе, рвут на части. Это театр обманывают и используют. Это театр владеет особым капиталом. Валерий Шейман, исполнитель главной роли, на сцене мало двигается, мало говорит, но не будь его, и ничего бы не было. Копылов высказался. Только вот вопрос: нужно ли это зрителю. У кого-то от такой истории рвется сердце, а у кого-то рвутся скулы от зевоты. По-видимому, поставить спектакль проще, чем срежиссировать публику. И только одного я никогда не могла понять: как можно к белому костюму надевать черные башмаки. У театра еще много задумок.