Марина Яковлева вошла в кино веселой задорной девчонкой, то ли барышней, то ли крестьянкой. Потом в ее карьере, как и в жизни вообще, был провал. Снова зрители увидели актрису в "возрастныхролях ! Агаши в "Московской сагеи мамы в шуточном сериале "Афромосквич". Интерес к судьбе актрисы вспыхнул снова. Шепелявая болтушка Когда Марина Яковлева приехала поступать в ГИТИС из маленького сибирского городка, у нее было ужасное произношение. Она говорила так, как привыкла говорить дома: вместо "ш" звучало "ф". Например, вместо ешь - ефь, вместо мышь мыфь. И при этом жуткая скороговорка - тысяча слов в минуту. "Я и сейчас часто тараторю, но тогда...". Однако на педагогов ее "скороговорка" произвела положительное впечатление. Они посчитали, что это придает девушке шарм, подчеркивает ее индивидуальность. Еще студенткой ГИТИСа Марина начала сниматься в кино, самыми заметными работами того времени стали детский приключенческий фильм Юрия Егорова "Ветер странствий", где она сыграла Марфутку, и мелодрама Александра Гордона "Сцены из семейной жизни". В начинающей актрисе режиссеры видели "голубую героиню", и ей впоследствии приходилось буквально бороться за характерные роли, которые были ей гораздо интереснее. Такой яркой работой стала Марютка из "Сорок первого" - ее Марина сыграла еще студенткой на сцене ГИТИСа. Влепила ухажеру затрещину Героини Яковлевой - веселые, целеустремленные и, конечно же, красивые девушки, влюбленные в свою профессию. Сама актриса и в жизни была такой же - жизнерадостной, немножко дикой и неприступной. Если кто-то клал руку на плечо, могла и врезать. Она вспоминает о таком случае: "Когда я снималась в "Сценах из семейной жизни", рядом в павильоне Марк Захаров снимал картину "Тот самый Мюнхгаузен" и ко мне в гримерную часто заглядывал один очень известный артист, он там снимался в главной роли - для меня он был звездой! Я была влюблена в него, но только как в артиста. А он однажды, встретив меня вечером у лифта, набросился с поцелуями! Я была страшно возмущена: он не подарил мне букета роз, не встал передо мной на колени и не пообещал любви до гроба! Я влепила ему такую затрещину, что он, пролетев метра три, упал навзничь. Невольным свидетелем этой сцены стал Александр Абдулов. Совершенно ошарашенный увиденным, он со словами: "Не приставай к девочке. Пойдем пойдем", - поднял упавшую "звезду" и увел от греха подальше. Сейчас, наверное, это смешно и дико. Но тогда я была такой и, главное, мне казалось, что по-другому никак нельзя". Влюбилась в Ростоцкого с первого взгляда С Андреем Ростоцким Марина Яковлева познакомилась случайно. Она стояла на проходной Киностудии имени Горького и разговаривала с ассистенткой режиссера, которая привезла ей сценарий фильма "Однажды двадцать лет спустя". Мимо пробежал молодой человек невысокого роста. Марина Александровна вспоминает: "Я взглянула на него - и сердце екнуло. Появилось предчувствие, что этот мужчина войдет в мою жизнь. Предчувствие мелькнуло и исчезло. Поравнявшись с нами, он бросил: "Привет, Марина!(приятельницу тоже звали Марина). Она нас познакомила. Это и был Андрей Ростоцкий". Возможно, их знакомство так и осталось бы мимолетным, если бы не та самая ассистентка. Вскоре она позвонила Марине и предложила принять участие в массовке в картине "Эскадрон гусар летучих". Конечно, ей, получавшей главные роли, не очень-то хотелось участвовать в эпизоде, но в роли Дениса Давыдова снимался Андрей Ростоцкий, и Марина согласилась. Судьба не обманула. Ростоцкий на танец в пару выбрал именно ее. Яковлева вспоминает: "Мы танцевали вальс. Голова кружилась от счастья. Я влюбилась. Совсем как в романах - с первого взгляда. Он был очень хорош собой в гусарском костюме, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и легко с ним. Я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками, хотя рядом и было много его друзей-каскадеров, он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные киношные истории..." . После съемок Андрей пригласил Марину и ту девушку, что их познакомила, к себе домой. Она была влюблена в фильм "А зори здесь тихиеСтанислава Ростоцкого, отца Андрея. И, конечно, знала по ролям в кино его маму - актрису Нину Меньшикову. Чувствовала себя, как в музее, - в квартире сплошной антиквариат. - Мама Андрея, Нина Евгеньевна, с интересом меня рассматривала и угощала чаем. Когда наступило время прощаться, Андрей попросил у меня номер телефона. Он проводил нас до такси. Протянул Марине деньги со словами: "Главное - ее довези!". Мне было приятно. Едва переступила порог своей коммуналки (я тогда снимала комнату), зазвонил телефон. Это был Андрей: "Я беспокоился, как вы доехали". - "Все в порядке. Спасибо за прекрасный вечер..." - "Маменька приглашает вас завтра на обед...". Он все еще был в роли гусара, ему это страшно нравилось. Мы договорились встретиться завтра у метро "ВДНХ". Я опоздала на десять минут. Видимо, на свидания к Андрею Ростоцкому никто никогда не опаздывал, и потому он встретил меня несколько прохладно. Однако отчуждение быстро прошло. Я рассказывала про свои съемки, он - про свои. Про лошадей, про конников и каскадеров. "Я научу тебя скакать на лошадях! Ты полюбишь их!". И еще он делился своими впечатлениями о зарубежной светской жизни - он побывал в Австралии. Я же тогда могла рассказать разве что о Сибири, где родилась и прожила всю свою жизнь до поступления в институт. Дома Нина Евгеньевна сообщила про очередную вазу, разбитую котенком Васькой. "Все-таки он - плебей", - отреагировал Андрей. Меня это резануло. Почему-то я сравнила себя с этим котенком Васькой. Я была девушкой из простой провинциальной семьи. Они были красивой парой. Марина понравилась его друзьям, ей делали комплименты. - Это было перед самым Новым годом. Андрей провожал меня домой. От метро мы шли минут пятнадцать пешком. Он молчал-молчал, потомвдруг спрашивает: "Можно, я зайду к тебе?". Я отвечаю: "Там ремонт. Не хочу, чтобы ты приходил в такой дом". И он внезапно делает мне предложение: "Выходи за меня замуж...". И около подъезда меня поцеловал... Я столько раз представляла себе, как это будет, а объяснение получилось очень прозаическим... Без сумасшедших поступков. Даже без роз. И я задала, наверное, странный вопрос: "А ты хоть любишь меня?" Он ответил: "Да". Конечно же, я согласилась выйти за него замуж. Пришла домой и рухнула без чувств на постель Марина стала готовиться к свадьбе. Купила в ГУМе английский панбархат. Долго выбирала себе фасон в польских журналах мод - хотела сшить свадебное платье непременно сама. Мама как раз на день рождения подарила швейную машинку "Чайка". Свадьба рисовалась так: фата, белое платье, кортеж автомобилей, ресторан. На самом деле все было не так. Со стороны Марины была только мама. Она приехала в стареньком пальто, растерянная, бедная, наивная. И совершенно чужая в элитарном доме Ростоцких, Марина не могла этого видеть. Нина Евгеньевна купила невестке платье сама - дорогое, красивое, с вышивкой. Но не белое. К платью подобрала сумочку-кофр. О фате и речи быть не могло. Накануне свадьбы, ночью, мать плакала и причитала: "Как, дочка, у тебя жизнь-то сложится?". Марина выходила замуж на всю жизнь. И удивилась, когда Андрея покоробило в загсе, когда ей автоматически поменяли фамилию в паспорте: была Яковлева - стала Ростоцкая. Андрей почему-то не хотел этого, мотивируя тем, что маменька вот не меняла фамилию, и хорошо. - Медовый месяц был очень счастливым, и я даже как-то не обращала внимания на то, что Андрюша всегда подчеркивает свое превосходство - во всем. Я не умела готовить - он умел. Я была невоспитанной - он, естественно, был воспитан. И так далее. Но на недостаток внимания я пожаловаться не могла. Продолжались его разъезды, но всегда при встрече он мне чтонибудь дарил - это могла быть цепочка, туфли или сумочка. У них было принято такое внимание в семье. Его родителей я тогда называла папой и мамой, всем это нравилось. Мне очень завидовали - такая блестящая партия! А я испытывала необъяснимое чувство одиночества. Рядом не было ни родственников, ни близких подруг. Я часто вставала ночью и пила валерьянку. Я вошла в роль, которую мне навязывали. Андрей считал, что с женщиной нужно обращаться как с лошадью, что ей нужны кнут и пряник, ну не совсем в прямом смысле слова. Он говорил: "Господа любили влить свежую кровь крепостной девки, чтобы сохранить породу". Это была моя роль - крепостной. Я должна была сохранить породу. Мы оба хотели ребенка. Правда, я в течение всего замужества, а Андрей только первое время. Но ничего не получалось. И от этого я тоже сходила с ума. Развод Полтора года они прожили вместе, а еще полтора - в браке, но порознь. У них тогда уже была своя квартира. Марина оставалась там. Андрей приходил, уходил, а она сходила с ума. Не давала ему развода, казалось, что все должно наладиться, не могла поверить в конец их отношений. Однажды Марина искала какой-то телефон в его записной книжке и вдруг увидела странный список: имена, даты, названия картин, в которых Андрей в то время снимался. Имена почему-то были только женские, напротив некоторых значилась еще и профессия - ассистент режиссера, монтажница, костюмер, была даже милиционер из Душанбе, когда он ездил на очередной фестиваль. Жена решила, что это донжуанский список Андрея Ростоцкого. - Весной мне приснился сон. Я стою в мутной реке. Вдруг из воды поднимается змея. Она смотрит на меня неподвижным взглядом и неожиданно бросается. Я хватаю ее, начинаю душить, руки сводит от напряжения - змея становится теплой и погибает. Я победила. Проснулась и почувствовала, что змея - это соперница. Потом от знакомых на "Ленфильме" узнала, что у мужа в это время был роман с Еленой Кондулайнен. Однажды вечером он пришел и сказал, что надо поговорить. "Мы не будем жить вместе. Мы с тобой больше не муж и жена. Устраивай свою жизнь", - сказал он. Я сидела на кухне и смотрела на него совершенно мертвыми глазами. Я безумно его любила, но тут поняла, что это конец. И не могла в это поверить. В какомто полуобморочном состоянии я произнесла: "Давай не будем торопиться". Он ничего не ответил и ушел. А я так и осталась сидеть на кухне - не рыдала, не плакала. Мне казалось, я умерла. Позже он попросил меня написать, что я не возражаю против развода. Я написала. Мы развелись. Вскоре он женился на соседке Марьяне. А я продолжала его любить... Еще будет в жизни любовь Марина Яковлева считает, что они разошлись с Андреем Ростоцким, "потому что и в жизни играли в кино. Только в разное: он - в гусара, а я мечтала о страстях, как в "Романсе о влюбленных". Что-то не совпало. Но, думаю, если бы мы встретились чуть попозже, может, все сложилось бы иначе. Тогда, двадцать лет назад, конечно, я не могла себе представить, что, расставшись с Андреем, через несколько лет снова выйду замуж, у меня будет двое сыновей, что сыграю шестьдесят ролей в кино. Что еще будет в моей жизни любовь, но никто не сравнится с Ростоцким. И что мы будем жить в соседних домах, но в разных семьях. Но это сейчас...". После развода с Андреем Ростоцким Марина Яковлева второй раз вышла замуж. Ее мужем стал актер Валерий Сторожик. В этом браке у актрисы родились два сына - Федор и Иван. О своей нынешней семейной жизни Марина Александровна не любит говорить. "Раньше я все рассказывала, и зря", - утверждает она. Досье Марина Александровна Яковлева родилась 1 апреля 1959 года в городе Зима Иркутской области. Закончила ГИТИС. Снялась более чем в 60 фильмах. В 1989 году Марина Яковлева устроилась в театр "Школа современной пьесы" под руководством И. Райхельгауза, однако проработала там недолго. Уже с 1991 года она стала актрисой Нового драматического театра (Москва), где и работает до сих пор. Помимо работы в театре и кино актриса вела в 2000-2001 годах на телевидении популярнейшую рубрику "Полезные советы" в одной из самых рейтинговых программ ТНТ "Из жизни женщины". Заслуженная артистка России (2000 г.). Замужем, растит двоих сыновей.