UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 19 февраля 2005 года №24-25(2582-2583)


Он рисует домовых, она - птиц


В мастерской живописцев Горшуновых стоит картина, какую не увидишь ни у одного другого художника - в ней царит идеальная чистота. Никакого творческого беспорядка, деревянные полы надраены, как в деревенской избе, даже кисточки с тюбиками лежат параллельно друг другу.
За рамки общепринятых представлений о творческой семье выходит и сам союз Горшуновых: они не ломают копий в выяснениях, кто талантливее, и вообще редко ссорятся. Словом, семейная гармония. Хочется даже назвать "семейный подвиг", поскольку чета художников вместе уже 35 лет и все годы они почти ежедневно работают бок о бок в одной мастерской. И продолжают оставаться друг для друга: она Музой, а он - любимым художником - сразу после Пикассо, Брейгеля и Миро.
Неудивительно, что и картины этих художников излучают добро, свет, красоту. В эти дни в галерее Союза художников завершается выставка работ Татьяны и Владимира Горшуновых. Еще можно успеть зарядиться положительными эмоциями. А для нас это событие стало поводом поговорить о том, как живется семейно-творческому союзу.
Свои отношения Горшуновы считают все-таки исключением из правил. Может быть, по молодости и были какие-то трения, но они както и не вспоминаются.
Просто старались не мешать друг другу. Познакомились Татьяна и Володя студентами Казанского художественного училища.
Он увидел Ее, оценил своим художественным вкусом, а своим вкусам Горшунов не привык изменять. В студенческой семье родился сын Денис, тогда еще никто не знал, что он тоже станет художником. Молодые родители не стали зацикливаться на воспитании ребенка, а поступили в Ленинградский художественный институт имени Репина. А потом приехали жить в Ульяновск.
Владимир, в отличие от большинства талантов, не считал, что его дело - главнее, и самоотречения от жены не требовал. А Татьяна не стала злоупотреблять предоставленной свободой и, как истинная женщина, старалась думать не о своем творчестве. Ей было важно, чтобы у Володи все сложилось, чтобы вступил в Союз художников, проводил выставки.
Так и выстроились отношения.
Проблемы возникали, но никогда не доходило до того, чтобы отпуск хотелось провести раздельно.
Отношения с живописью скаладывались куда более напряженные. Каждому художнику важно сказать новое слово в искусстве, тогда как все давно уже нарисовано еще предыдущими поколениями. У Владимира Горшунова, кажется, получилось. По крайней мере, он тешит себя надеждой, что является единственным художником, рисующим домовых.
Любит Горшунов чертовщинку. Сам ничего такого не видел, но считает, если человек в домовых верит, они для него существуют. Художник про этих шаловливых хозяев дома столько знает, что мог бы не только картины писать, но и книги. Например, что домовые живут рядом с человеком со времен язычества, когда еще был бог Велес, от слова "волос". Домовой - его "родственник", потому такой лохматый.
Поверье присесть на дорогу, кстати, имело отношение прежде всего к домовому, который в это время должен был нашептывать что-то свое, чтобы человек вернулся домой. Владимир недавно узнал, что 10 февраля отмечается день домового, и теперь собирается его праздновать. У китайцев, кстати, такой день тоже существует: они делают чучело домового и его сжигают. Считается, что тот летит в небо и рассказывает Богу, как человек прожил год.
Горшунов придумывает не только домовых, но и конюшенных, дровяных, банных, у каждого свой характер; бывает, что они прямо на холсте начинают чудачить, выводя художника из себя.
Но в основном домовые добродушные, философы и даже чемто похожи на своего автора.
У Татьяны тоже есть своя слабость в творчестве - это птицы. Они у нее - почти в каждой картине.
- Татьяна у нас всегда стремится к полету, а я более земной, - говорит Владимир. - Получается, что у нас союз земли и неба.
Главное у художников Горшуновых уже есть и собственный стиль, и зритель, и востребованность.
А что было бы высшим признанием творчества?
- Надпись на могиле: "Единственный в мире художник, который рисовал домовых", - шутит Горшунов и тут же серьезно продолжает: - Вообще вся жизнь художника - это стремление к бессмертию. Вкладывая свою душу в картины, многие косвенно представляют, что его полотнами будут любоваться через века.
Но Горшуновых как-то не греют мысли о своем знаменитом будущем, им ближе реальность. Она, в их представлении, зависит от внутренного мира человека. Кто-то уверен, что в мире все мрачно, и сам творит мрак, как, например, некий художник, создавший скульптуру мертвой лошади - ее недавно показали все телеканалы. А есть картина другого художника, Попкова, называется "Хороший человек была бабка Анисья", в которой автор даже через смерть сумел воспеть красоту жизни.
Мир вообще красив, убеждены Татьяна и Владимир, нужно только уметь замечать его линии, краски, оттенки, а заметив, многие пожалеют, что не родились художниками.

Алсу ИДРИСОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz