UCOZ Реклама

Свежий номер...

Пятница 30 декабря 2005 года №171(2729)


Пиво - не ближе 100 метров


Вы смотрите по телевизору любимый сериал, и в тот момент, когда должна открыться самая страшная тайна серии...
появляется заставка рекламы. Можно понять вашу реакцию - в данный момент вас не интересуют ни тушь для ресниц, ни корм для животных, ни новый тарифный план сотовой компании, но вы вынуждены смотреть рекламу всего этого, дабы не пропустить продолжение сериала. А вообще, существуют ли какие-либо ограничения на рекламу на телевидении, в газетах, на улицах городов? С этим вопросом мы обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, контролирующее соблюдение рекламного законодательства на территории нашего региона. На наши вопросы отвечает исполняющий обязанности начальника отдела по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на рынке финансовых услуг и рекламы Иван Спиридонов: - Российским законодательством определены ограничения, которые касаются как содержания, так и объема распространяемой рекламы. Закон «О рекламе» определяет, что фильмы при трансляции по телевидению могут прерываться рекламой не чаще, чем один раз в 15 минут. При этом реклама не должна превышать 20 процентов эфирного времени.
В печатных изданиях, не специализирующихся на рекламе, ей может отводиться не более 40 процентов печатной площади. На наружную рекламу также распространяются определенные ограничения.
- А какие нарушения чаще всего допускаются при изготовлении и распространении рекламы?
- Практика работы нашего Управления показывает, что иногда не соблюдаются элементарные требования рекламного законодательства.
Например, в рекламе деятельности, подлежащей лицензированию, «забывают» указывать сведения о лицензии. На некоторых телеканалах и радиостанциях реклама иногда умело «маскируется» под новостные сюжеты, что категорически запрещено.
Много нарушений допускается при распространении рекламы пива. Дело в том, что реклама пива не может распространяться в детских, образовательных, медицинских, спортивных организациях, в организациях культуры, а также на расстоянии ближе 100 метров от них. Это требование Закона «О рекламе» не учли, например, при размещении рекламы пива «Два веселых гуся» одной из местных пивоваренных компаний на трамвайных вагонах. Думаю, ненормально, когда ученики со школьного двора наблюдают за рекламой, призывающей попробовать пиво. В декабре Управлением выдано предписание о снятии рекламы пива со всех трамвайных вагонов в городе Ульяновске. Кроме того, в отношении рекламного агентства, разместившего «пивную» рекламу на трамваях, применены штрафные санкции.
Вообще, рекламное законодательство в отношении рекламы пива недавно было ужесточено. Все, наверное, заметили, что ролики с рекламой пива на телевидении теперь появляются только поздно вечером - пиво разрешено рекламировать исключительно после 10 вечера и до 7 утра. В рекламе пива запрещено использовать образы людей и животных, поэтому с экранов телевизоров исчезли привычные «пивные'BB персонажи.
- Есть такое понятие, как зонтичная реклама, не все, правда, в курсе, что это такое.
- К сожалению, рекламное законодательство пока не содержит запретов на рекламу товаров, названия которых идентичны названиям крепких спиртных напитков, поэтому не редкость, когда под питьевой водой рекламируется фактически водка. Но, насколько я знаю, готовятся поправки к Закону «О рекламе», которые позволят бороться и с такой рекламой.
- А были ли в практике вашего Управления дела, связанные с нарушением рекламного законодательства при рекламе финансовых услуг? Все помнят пресловутые финансовые пирамиды, которые во многом были «построены» благодаря не вполне честной рекламе.
- Наиболее часто из этого ряда рекламируются страховые и банковские услуги. На рынке данных услуг наблюдается очень серьезная конкуренция, поэтому зачастую страховые и кредитные организации используют запрещенные антимонопольным законодательством методы недобросовестной конкуренции.
Некоторые страховые компании в рекламе, например, утверждают, что предоставляют льготы или скидки при автостраховании, и указывают данные как о лицензии на добровольное страхование, так и на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). У потенциального страхователя создается впечатление, что полис ОСАГО в данной страховой компании оформляется по льготным тарифам. Но в действительности тарифы на данный вид страхования утверждены государством, и сама страховая компания льготу предоставить не может. Льготы могут предоставляться только при добровольном автостраховании. Нашим Управлением в 2005 году было рассмотрено несколько дел, связанных с недобросовестной конкуренцией среди страховых организаций, которые вынуждены были снять рекламу, вводившую в заблуждение относительно льгот.
В рекламе потребительских кредитов часто применяется рекламный слоган «0% за кредит», что, естественно, привлекает потенциальных заемщиков. На самом деле, в соответствии с кредитным договором, заемщик обязан уплатить определенный процент за пользование кредитом в любом случае. «0% за кредит» подразумевает, что этот самый процент якобы компенсируется магазином за счет скидки на товар. Но зачастую товар, на который делается скидка, примерно на размер скидки дороже, чем в других магазинах.
Кроме того, кредитным договором, кроме процента за пользование кредитом, может быть предусмотрен целый ряд платежей, связанных с обслуживанием кредита, о существовании которых заемщик узнает только тогда, когда наступает срок погашения кредита. Просто эти платежи могут быть хитро завуалированы в тех пунктах кредитного договора, смысл которых малопонятен. Плохому восприятию смысла условий кредитования иногда способствует то, что договор представляет из себя не единый документ, а состоит из нескольких трудночитаемых документов. Некоторыми банками текст кредитного договора печатается настолько мелким шрифтом, что прочитать его целиком, а тем более уловить смысл отдельных положений удается, только приложив титаническое усилие. При оформлении кредита заемщику нужно внимательно читать все, что ему предлагают подписать. В случае, если в договоре делается ссылка на какиелибо документы (например, на тарифы банка), нужно попросить их для ознакомления.
Печальная практика потребительского кредитования побудила Федеральную антимонопольную службу и Банк России принять совместные рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, согласно которым до подписания кредитного договора до потребителя нужно доводить расчет полной стоимости кредита и график платежей по нему. К большому сожалению, данный документ носит только рекомендательный характер, а не обязательный.
- То есть при оформлении кредитного договора потребителю самому нужно предельно внимательно читать всю информацию?
- И не только на стадии подписания договора. Нужно внимательнее относиться к рекламе кредитов. Зачастую плакаты в магазинах бытовой электроники рекламируют разные акции и, допустим, условие «0 рублей - первый взнос» не относится к выбранному вами товару. Не зря Закон «О рекламе» запрещает умалчивать хотя бы об одном из условий договора на финансовую, в том числе и банковскую, услугу, если в рекламе сообщается об условиях договора. А сделано это для того, чтобы у финансовых организаций не было соблазна рекламировать только выгодные, по сравнению с конкурентами, условия договора, умалчивая при этом невыгодные.
- Дела, связанные с неэтичной рекламой, насколько можно понять, достаточно редки?
- Такие дела управлением также рассматриваются. Многие, наверное, помнят телевизионный ролик с рекламой продукции одного из мясокомбинатов Ульяновской области. В ролике девушка-продавец, одетая в короткое платье, доставая колбасу, демонстрировала ягодицы и нижнее белье. Рекламное законодательство запрещает рекламу, которая нарушает общепринятые нормы морали путем употребления оскорбительных образов в отношении пола. Естественно, демонстрация ролика вызвала возмущение телезрителей. Управлением было возбуждено дело, в результате рассмотрения которого производитель колбасы был оштрафован на крупную сумму.
Арбитражным судом, в том числе - в кассационной инстанции, постановление Управления о наложении штрафа было признано правомерным.
- И велики штрафы в такого рода делах?
- Тем, кто занимается рекламным бизнесом, надо учесть, что Кодекс об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе предусматривает штраф до 500000 рублей.
Это серьезно, и надо быть очень внимательными.

Беседовал Алексей ЧЕРНОВ.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz