Роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» уже исполнилось 65 лет, а все равно завидуешь тому, кто читает его впервые. Таинственный роман. Мистический. Личное открытие для каждого, кто взял его в руки и уже не смог оторваться. Ну, как такое забудешь: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» или: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Режиссер Владимир Бортко говорил, что ему было страшно снимать этот фильм. Зрителю страшно смотреть. Потому что у каждого свои Мастер и Маргарита. Но посмотреть всетаки хочется. Роман не поддавался «Мастер и Маргарита» экранизировался не один раз. Первая попытка принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде, который в 1971 году снял фильм «Пилат и другие», он так и не вышел на экраны. В 1972 году был сделан итало-югославский фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Александра Петровича, он увидел свет через 20 лет. В 1988 году опять же поляк Мачек Войтышко снял по роману семисерийный фильм для ТВ. 1987 год - роман пытался экранизировать Элем Климов, в проекте хотел поучаствовать Голливуд. В это же время Владимиру Бортко, выпустившему в прокат фильм «Собачье сердце», предложили снять «Мастера и Маргариту» для Центрального телевидения. Но тогда Бортко отказался: «Элем Климов много лет готовился снять свой фильм. Я безмерно его уважал и никогда бы не стал переходить ему дорогу. Во-вторых, я просто не представлял, как сделать Бегемота». Замысел снять «Мастера» был и у Владимира Наумова, и у Эльдара Рязанова. В 1994 году снял свой фильм Юрий Кара. Там играли Анастасия Вертинская (Маргарита), Александр Калягин (Бегемот), Валентин Гафт (Воланд), Николай Бурляев (Иешуа), Александр Филиппенко, Михаил Ульянов, Виктор Раков. Но и эта картина не вышла в прокат. Сначала вышла ссора режиссера с продюсером, потом возникли проблемы с наследниками Булгакова, затем и вовсе кинопленка исчезла, и было даже возбуждено уголовное дело по факту ее пропажи. Со съемками телевизионного сериала Владимиром Бортко тоже происходили странные вещи. Его первым заказчиком выступила компания «Кино-Мост» (НТВ), однако у Владимира Гусинского, который должен был финансировать проект, тут же начались личные проблемы. Затем наследники Булгакова продали права на экранизацию американцам. Тогда заказчиком сериала выступил телеканал «Россия». Работа началась в марте 2004 года и стала совместным проектом канала «Россия» и Госкино РФ. На съемочной площадке соблюдались все ритуалы - после первого эпизода полагалось разбить тарелку о штатив. Кинематографисты, всегда внимательные к приметам, в случае с «Мастером и Маргаритой» щепетильны вдвойне. Однако режиссер хоть и чтит киношные традиции, но в мистическую природу прежних неудач с экранизацией «Мастера и Маргариты» не верит. «Я материалист. «Фауста» написали - и ничего. Шаляпин Мефистофеля пел, но умер не от этого. Мистика в романе, конечно, есть, но это только в самом романе, а не в жизни» , уверен Бортко. Тем не менее он все же поведал прессе о своей странной встрече на Патриарших прудах, когда незнакомый гражданин в черном котелке, проходя мимо него, произнес сакральную фразу: «Ничего у вас не получится»... Москва - в Питере Основным местом съемок библейских сцен стал не Израиль, а Болгария. На софийской киностудии «Боян» не так давно снимался американский фильм «Спартак», для чего был создан целый комплекс античных построек, практически полностью соответствующих дворцу Ирода в Иерусалиме. Там-то и прошли съемки истории Иешуа и Понтия Пилата. В Израиле осталось доснять общие планы Иерусалима. Кроме того, в фильме будут присутствовать виды Крыма. «Ворота Судакской крепости очень похожи на ворота древнего Иерусалима. А фонтаны Ливадийского дворца, как ни странно, весьма напоминают фонтаны дворца Ирода», - считает Бортко. В Крыму также снимали целый ряд других сцен - перемещение в Ялту директора варьете Лиходеева, казнь Иешуа, смерть Иуды. «Мастера и Маргариту» заслуженно называют одним из самых московских романов, но Москву 30-х годов, где происходят основные события, снимали по большей части в Санкт-Петербурге - в павильонах «Ленфильма» и на улицах. Петербуржец Владимир Бортко вспоминал, что во время подготовки к съемкам предыдущего своего сериала «Идиот» он многократно обошел весь Питер и приметил немало мест, которые неплохо выглядели бы на телеэкране и вместе с тем удивительно напоминают довоенную Москву. Эти его находки пригодились при работе над экранизацией Булгакова. Но невозможно было заменить Александровский сад, Патриаршие пруды, Киевский вокзал, на который прибывает Максимилиан Поплавский, дядюшка Берлиоза. Спецэффекты Знатоки утверждают, что съемки сериала «Мастер и Маргарита» по сложности близки «Войне и миру». Только над спецэффектами трудилось около сотни специалистов. В картину приглашен лучший отечественный мастер по визуальным эффектам Петр Горшенин, ранее работавший над «Ночнымдозором». Многое в этом фильме выполнялось впервые в российском кино. Например, кот Бегемот, смоделированный на компьютере и «вписанный» в игру живых актеров, сцена бала у Воланда или полеты Маргариты. Съемки были непростыми и из-за обилия персонажей - почти 500 человек. Больше, чем на треть, «Мастер и Маргарита» сделана на компьютере. 164 минуты. Больше, чем «Гарри Поттер». - Кот Бегемот - в основном это будет электронный робот, который на экране должен вести себя как стопроцентный актер, рассказывает Владимир Бортко. - Собственно, он и будет партнером Басилашвили (Воланд) и Абдулова (Коровьев). У нас есть замечательные мастера, они давно и много работают для кино по той же технологии, что и в Голливуде. К тому же у нас несколько сократился бюджет картины, и хоть мы не можем заплатить им так, как договаривались раньше, эти люди сказали: «Мы будем работать, сколько бы ни заплатили!». Если американский кот стоил бы три миллиона долларов, то наш обойдется значительно дешевле. Хотя, в принципе, он ничем не должен отличаться от американского. - А кроме куклы? - Есть такой хороший артист - Александр Баширов. Когда кот превращается в человека, его сыграет Баширов, а вот мимику электронному коту Бегемоту подарил другой замечательный актер - Семен Фурман. Так что это образ синтетический. Четыре Маргариты На роль Маргариты пробовались четыре молодые актрисы. Очень не похожие друг на друга. Ингеборга Дапкунайте - актриса с мировым именем. Анна Ковальчук - волевая и женственная героиня сериала «Тайны следствия». Галина Тюнина, звезда Театра Петра Фоменко, блистательно исполнившая роль жены Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены». Виктория Толстоганова - интеллектуальная блондинка, снявшаяся в фильмах «Гололед», «Магнитные бури», «Московская сага». В конце концов выбор режиссера пал на Анну Ковальчук. - Она - ведьма, - отвечал Бортко на вопросы журналистов. - А если серьезно, то она талантлива, умна и красива. К тому же, на мой взгляд, она очень похожа на Елену Сергеевну, жену Булгакова. У нее лицо того времени. Одна из самых сложных сцен - полет Маргариты над арбатскими двориками. Анна Ковальчук, закованная в специальный корсет, летала на тросе среди студийных декораций. Затем пленка с отснятым материалом перешла в руки специалистов компьютерной графики, и после их обработки у публики не останется никаких сомнений, что Маргарита летит на метле над ночной столицей. Отказывались от ролей Бортко задумывал снимать фильм четыре года назад, но тогда проект был прекращен, практически не начавшись. Но актеры уже были определены. В том фильме должны были бы играть Галина Тюнина (Маргарита), Сергей Маковецкий или Алексей Горбунов (Мастер), Дмитрий Певцов (Иешуа), Виктор Сухоруков (Варенуха). Но прошло время, некоторые актеры потеряли интерес к экранизации Булгакова, на чьи-то роли появились новые претенденты. На роль Мастера претендовал Владимир Машков, у него даже была договоренность с Бортко, но тут возникли два контракта в Голливуде, и Машков уехал в Америку. Мастера сыграл Александр Галибин. С Евгением Мироновым шли переговоры о ролях Ивана Бездомного или Иешуа. Актер с восторгом принял предложения Бортко после того, как сыграл у него князя Мышкина в «Идиоте», но в итоге эти роли исполнили другие актеры - Галкин и Безруков. Почему - не сообщается. Говорят, что роль Берлиоза Бортко предлагал Александру Калягину, но у того случилось подряд два инфаркта, и актер, решив не испытывать судьбу, от роли отказался. Ее исполнил Александр Адабашьян. Ему в последний съемочный день говорить ничего не пришлось только мучительно взглянуть в глаза Воланду. Потом компьютер превратит голову Адабашьяна в череп, а череп - в кубок, который наполнится кровью. А страшный тост Воланд поднимет в роскошном зале с камелиями на балу ста королей. Предполагалось, что в роли Воланда мы увидим кого-нибудь из западных звезд. По крайней мере, известно, что велись переговоры с Гари Олдменом, с Жаном Рено и с Клаус Марией Брандауэром. В этой роли когда-то был Валентин Гафт у Юрия Кары и даже Джонни Депп у Тома Тыквера. От роли решительно отказался Олег Янковский: «В России вокруг «Мастера и Маргариты», как, впрочем, и вокруг «Пиковой дамы», все время что-то такое нехорошее витает. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа - можно, он был реальным человеком. Вот и вся причинаотказа». Олег Басилашвили, видимо, станет первым Воландом, который дойдет до массового зрителя. «Я утвердился в мнении о Воланде, что это отнюдь не нечистая сила, - говорит Басилашвили. - Если упрощенно, то это крупный чиновник определенного «ведомства» «оттуда», который прилетел на Землю, чтобы посмотреть, что происходит в этой стране, отказавшейся от Бога». Досье 19 декабря, в 20.55, на телеканале «Россия» будут показаны первая и вторая серии теленовеллы «Мастер и Маргарита». Продолжение телезрители смогут увидеть 20, 21 и 22 декабря в то же время. 10 серий снимали 10 месяцев. В ролях: Анна Ковальчук - Маргарита, Александр Галибин - Мастер, Олег Басилашвили - Воланд, Владислав Галкин - Иван Бездомный, Александр Абдулов - Коровьев, Александр Адабашьян Берлиоз, Александр Филиппенко - Азазелло, Валентин Гафт - Каифа и Человек во френче, Валерий Золотухин - Босой, Роман Карцев - Поплавский, Александр Баширов - Кот Бегемот, Кирилл Лавров - Пилат, Сергей Безруков - Иешуа, Александр Панкратов-Черный - Лиходеев, Илья Олейников - Римский. Режиссер Владимир Бортко поставил в свое время «Собачье сердце» по Булгакову и «Идиота» Достоевского. Продюсер - Валерий Тодоровский. Художник - Владимир Светозаров. Композитор - Игорь Корнелюк.