Восемнадцать лет назад Ульяновскому музею гражданской авиации передали уникальный экспонат - сверхзвуковой самолет «ТУ-144». Все это время лайнер вызывал восторг и любопытство у посетителей. Но за годы стоянки под открытым небом весь его фюзеляж покрылся большим слоем грибка. Возникла угроза потери ценнейшего экспоната. Скребли на большой высоте Летом этого года в УВАУ ГА был создан клуб «Взлетная полоса». В него вошли курсанты-первокурсники, которые предложили своими силами привести в порядок лайнер. Инициативу поддержали руководители музея и училища. Работа предстояла непростая. Надо было пройтись скребком почти по всему 66-метровому фюзеляжу самолета, притом делать это на 13-метровой высоте. Первокурсники нашли альпинистское и туристическое снаряжение и с его помощью начали соскребать заразу с машины. На это ушли почти все лето и осень. Курсанты приходили в музей по выходным и боролись за «ТУ-144». Когда работа была сделана, самолет снова засиял. - Мы не имеем права терять этот уникальный экспонат, - сказал корреспонденту «СК» директор Ульяновского музея ГА Олег Куликов. - Ведь таких самолетов у нас осталось совсем немного. А это наша история. В планах клуба теперь восстановить раритетный «ПО-2», который стоит в ангаре. Этим самолетом мы планируем заняться уже в следующем году. Из славной истории самолета В СССР было сделано 16 таких лайнеров. «ТУ-144» - уникальная машина. Самолет мог летать с крейсерской скоростью 2350 км/ч на высоте до 20 км на расстояние 3500 км (на сверхзвуке) или 4300 км (на дозвуке), беря на борт 155 пассажиров. Но судьба «144-го» не сложилась. Две «тушки» разбились (во французском Ле Бурже и у нас на Дальнем Востоке), четыре передали военным. Остальные летали по единственному в своей жизни маршруту «Москва - Алма-Ата». Кстати, в декабре 1968 года советские летчики совершили первый испытательный полет на пассажирском «ТУ-144». Но только спустя десять лет самолет совершил свой первый рейс с пассажирами на борту. Газеты того времени сулили пассажирам истинное наслаждение от полета вдвое быстрее звука и позволяющего всего через два часа оказаться в столице Казахстана. «Не отказывайте себе в этом удовольствии, - призывало Главное агентство воздушных сообщений, - спешите заказать билет...». Но никто тогда не догадывался, что шансов воспользоваться любезным приглашением у поклонников сверхзвука почти не оставалось. Поскольку спустя неделю «ТУ-144» совершил свой последний в истории пассажирский рейс. Самолет сняли с производства по экономическим соображениям. Слишком много потреблял топлива, ему требовалась большая взлетная полоса, да и взлетал он слишком шумно. Билет стоил 70 рублей Наш «ТУ-144», который стоит в музее, был выпущен где-то 7-8-м по счету. Пролетал от силы две недели по маршруту «Москва - Алма-Ата». После списания был сразу же отправлен в Ульяновск на вечную стоянку. Судьба других списанных машин сложилась по-разному. Два купили американцы и использовали их в качестве воздушной метеолаборатории. Одну машину государство продало немецкому коммерсанту. Другие сейчас доживают свой век в Монино, в музее ВВС, в Самаре, Воронеже и Казани. Но теперь вдруг выясняется, что «144-й» - единственный самолет, наиболее близкий к тому идеалу, без которого мировая авиаиндустрия просто не мыслит создания пассажирских машин нового поколения. Специалисты уверены, что если бы наши конструкторы доработали самолет, то сейчас «ТУ-144» был бы самым востребованным лайнером в мире. Французский «Конкорд» (аналог «144-го»), тоже снятый с производства, был слишком дорогой «игрушкой» для авиакомпаний и авиапромышленных корпораций. На создание машины требовались сотни миллионов долларов. А цена билета доходила до 12 тысяч долларов. На строительство «ТУ-144» уходило в два раза меньше денег, и на нем можно было полетать в то время всего за 70 рублей.