UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 27 августа 2005 года №119(2677)


Тряхнули цыганщиной
На Тайване завершились 10-й Всемирный фестиваль фольклора и Детский фестиваль. Ульяновский ансамбль «Будулай» был признан самым цыганистым, хоть и нищим.


      Выбираем «Будулая»
Юбилейный форум народного искусства всех континентов в который раз благословил и профинансировал Генеральный секретарь Азиатского отделения культурного центра ICFFF (International Children’s Folklore & Folkgame Festival), созданного под эгидой ЮНЕСКО, святой отец Жан Карло Микелини.
«Отец», «падре», - так любовно называют этого доброго итальянца жители столицы Тайваня - Тайбэя - и Илани, где в созданных «отцом» хореографических школах преподают систему российской балерины Вагановой только лучшие балетмейстеры из Москвы и Санкт-Петербурга.
С 1 июля по 15 августа в живописнейшем городе Илань, раскинувшемся между Тихоокеанским побережьем, горными склонами, пальмовыми лесами и рисовыми полями, полтора месяца грохотали африканские тамтамы и японские барабаны, щелкали испанские кастаньеты, заливались турецкие флейты и российские гармошки, звенели детские голоса, лихо дробили по трем сценам неутомимые каблуки.
Каждый год на фестивале выбирается ключевая тема: в 2004 году - «Танцевальное искусство Латинской Америки», в 2005 - «Фольклор цыган».
«Будулаю» пришлось пройти через «сито» строгих жюри и оргкомитета фестиваля. После того как определилась тройка «российских цыган» - смоленский ансамбль «Шатрица», «Московские Рома» и ульяновский «Будулай», в Москву приехала председатель оргкомитета Валерия Ву и после просмотра видеокассет заявила: «Мы выбираем «Будулай»!
      «Оплатим все»
Сразу же возникла проблема, где ульяновским самодеятельным артистам найти 10000 долларов на перелет через Гонконг в Тайвань и обратно.
Но тайваньцы сами решили задачу. Проверяя подробные анкеты ульяновцев , они заметили, что практически все участники ансамбля воспитывались без отцов, а кто-то и без матерей. Они уточнили, какую сумму составляет стипендия в Ульяновском музыкальном училище и училище культуры, где обучаются «будулаевцы».
Ответ тайваньской стороны был прост: «Мы оплатим все!».
Лишь потом выяснялось, что поездка 25-ти остальных коллективов из других стран финансировалась за счет их префектур, мэрий, штатов. Тайваньцы же оплатили дорогу еще детскому ансамблю из Шри Ланка, страны, пострадавшей от стихийного бедствия.
Таким образом, безденежных ульяновцев приравняли к жертвам цунами.
      Самые цыганистые
Не зря в XVI веке португальские мореплаватели назвали остров Тайвань «Формоза», что означает «Прекрасный». Зелень финиковых пальм, голубизна Тихого океана, заросли манго, винограда и ананасов, живописные горы, целебные источники и огромные, удивительной красоты бабочки на лотосах. Все это увидели ульяновцы. Но больше всего восхищали люди Тайваня добрые, внимательные, трудолюбивые, очень чистоплотные, открытые, предупредительные, доверчивые и благодарные. Гостям фестиваля не нужно было ничего привозить из бытовых вещей. Все, начиная от зубной пасты, щеток, шампуней и многого другого, предоставлялось каждый вечер в любом количестве. Четырехразовое питание по системе «шведский стол» могло удовлетворить любого гурмана.
Ребятня дружно опустошала подносы с тортами и пирожными, постоянно «ныряла» огромными ложками в двухведерные бидоны с десятью (!) сортами мороженого. В ярких разливочных аппаратах не заканчивались разнообразные соки. По выходным коллективы разъезжались на океанские пляжи, в музеи, заповедники, Национальный парк, на знаменитый небоскреб, страусиную ферму, целебный источник, горную речку, по берегам которой ползали шустрые черепашки.
По вечерам - дискотеки, спортивные соревнования, конкурсы, знакомства, пикники.
Днем - многотысячные толпы зрителей возле трех сцен огромного Национального аквапарка. На одной сцене - китайский цирк с акробатами, глотателями огня и фокусниками.
На другой - танцевальная эстафета детских коллективов. На «взрослой» сцене - выступления цыганских ансамблей из Болгарии, Испании, Индии, Венгрии, России...
Солисты индийского ансамбля ходили босиком по битому стеклу, танцевали с огненной вазой на голове. А будапештские ромалэ научили ульяновцев настоящей «цыганской венгерке» - ручной чечетке - и другим замысловатым коленцам. После нескольких дней совместных выступлений оргкомитет определил: самая интересная программа - у ульяновского «Будулая», самые «цыганские» - яркие с золотом - костюмы, игры и танцы со зрительным залом, а самое главное - неудержимый темперамент и артистизм. И воттутто симбирянам пришлось удивиться - китайские журналисты из газет «Свобода», «Газета Китая», «Фестивальный выпуск» в качестве комплимента отметили: «С такой самоотдачей на сцене ансамбль действительно оправдывает свое название «Бу-ДуЛай» - «Неудержимые». Вот так цыганское имя героя популярного российского сериала совпало по звучанию с тайваньским прилагательным.
      Как «ромалы» превращались в «есаулов»
Лауреат Международного фестиваля - ульяновский ансамбль «Будулай» дал 67 концертов для зрителей Тайваня, Сингапура, Таиланда и других гостей фестиваля, приезжавших на праздник семьями, классами.
Поскольку темы каждого фестиваля никогда не повторяются, ульяновцы, по их словам, поняли, почему ни один коллектив не приглашается на следующий фестиваль. И... рискнули. За час до очередного концерта предупредили организаторов и ведущую: «Мы сегодня покажем новую программу, а вы - решайте!». Прозвучали китайские позывные: «И - эр сэнь!», и на сцену вместо «цветастых, золотистых» цыган буквально ворвались... лихие казачьи есаулы и хорунжие. Черкески, папахи, бархатные платья, озорные частушки, зажигательные наигрыши, ритмы Дона, Кубани, Терека. Зрители рукоплескали. Их всех покорили «Подушечка» и «Верила». Президент фестиваля Жан Карло Микелини после выступления ульяновцев, со слезами восхищения на глазах, обнимал участников и восклицал: «Нэкст фестиваль! Нэкст фестиваль!» («Следующий фестиваль!»).
И с легкой руки президента ульяновцам несколько раз приходилось превращаться из «ромал» в «есаулов» и обратно. Видимо, не зря на другой край планеты везли два комплекта костюмов.
      Новые приглашения
Затем был конкурс костюмов, сделанных собственноручно, из местных материалов.
Были предложены сказочные образы: Золушка, Спящая Красавица, Белоснежка... Русские и здесь не оплошали. Вицемисс стала ставропольская принцесса Катя, а корону победительницы Микелини вручил танцовщице ульяновского «Будулая» - Светлане Архиповой из Тетюшского. Образ итальянского Пиноккио она удачно воплотила на китайской сцене. Жюри отметило, что костюм победительницы полностью сделан из подручных материалов - целлофановых пакетов, цветных коробочек из-под фруктовых полдников, раковин, панцырей, скорлупок и другого.
В заключительный день фестиваля ульяновцы получили приглашения от президентов фестивалей в Гондурасе, Канаде, США (штат Айова), Бразилии, Камеруна, Таиланда. Обязательное условие договора: «два в одном флаконе» - с цыганами и казаками.

Ирина БАСКАКОВА.



[обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz